Представляя Сергея Газарова, руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский подчеркнул, что целый год сопротивлялся решению Александра Ширвиндта покинуть Театр сатиры, однако он оставался непреклонен и даже уже вынес из кабинета все свои вещи. На предложение стать действующим, а не номинальным президентом родного театра Ширвиндт на сборе труппы ответил уклончиво, но единогласное решение коллектива все же перевесило.
- Президент театра - это, конечно, какая-то безумная придумка, мистика, но интересная. Как бы ни называться, но хлопать дверью - с чего бы? Обижаться тоже не на что. Наш театр - семья, и это не просто слова - так все и было, при всех перепадах существования, - подчеркнул экс-худрук.
Он пообещал помогать Сергею Газарову и пожелал ему при его таланте и целеустремленности идти своим путем и не подвергать творчество репрессиям.
- В таких случаях я каждый раз задаю себе вопрос - могу ли я что-то добавить к существующему? Просто сесть в кресло - это не про меня. В данном случае я понимаю, куда пришел, плюсы и минусы, даже очень хорошо понимаю, как это развивать, что именно и за какое время, - сказал Сергей Газаров. - Для предметного разговора мы еще соберемся, но хочу заверить всех, что в театре все определяет только работа и результат.
После сбора труппы корреспондент "РГ" попросила Сергея Газарова ответить на несколько вопросов.
Сергей Ишханович, с чего начнете работу?
Сергей Газаров: Самое главное сейчас - познакомиться. С коллективом театра мы до этого не встречались, встретились как раз 13 октября, но это просто знакомство - пока я готов озвучить какие-то общие тезисы, не более того. Есть еще "накладка": в конце октября - премьера спектакля "Балалайкин и К", который я ставлю на "Прогресс Сцене Армена Джигарханяна", до 29 октября с утра до вечера каждый день занят на репетициях.
На чем сосредоточитесь в творческой повестке?
Сергей Газаров: Я думаю, к концу года мы будем готовы рассказать о главных направлениях в развитии нашего театра.
Это назначение для вас радость или все-таки нагрузка? Два театра - это работа, наверное, даже не 24/7...
Сергей Газаров: Дело в том, что я никогда не воспринимал работу как нагрузку, в этом смысле я счастливый человек. Для меня работа - в том числе, и как художественного руководителя теперь уже двух театров - это всегда радость и возможность сделать что-то новое. Я очень надеюсь, что мы порадуем наш город и зрителей хорошими спектаклями.
Александра Ширвиндта выбрали президентом Театра сатиры. Что будет, если он вдруг откажется?
Сергей Газаров: Абсолютная глупость, если Александр Анатольевич сейчас уйдет из театра. Это противоестественно. Он проработал в этом театре всю жизнь, это его дом, его детище. Было бы правильно, чтобы он остался и продолжил здесь работу, чтобы радовать всех нас и чтобы - а это для меня очень важно - я мог посоветоваться с ним, что-то спросить. А уж как это будет называться - президент или как-то еще - думаю, это решит департамент культуры Москвы.
Кстати, спектакль "Балалайкин и К" вы сначала хотели ставить именно в Театре сатиры.
Сергей Газаров: Да, это так - мы с Александром Анатольевичем его обсуждали, даже распределили роли, но не сложилось, и я с удовольствием поставил его на "Прогресс Сцене Армена Джигарханяна". Премьера - 29 октября.
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:
- Тут полезно будет обернуться назад, когда относительно недавно история с уходом Александра Ширвиндта с поста худрука уже была запущена и именно Сергей Газаров фигурировал в качестве наилучшей кандидатуры. Но что-то пошло не так, Ширвиндт остался, а департамент культуры предложил Газарову "взамен" осиротевший Театр Джигарханяна. Конечно, для него Театр сатиры - куда более предпочтительный вариант, и масштаб - более подходящий. Театр Джигарханяна в этом случае можно поставить на ремонт, а затем уже сделать репетиционной или малой сценой для Театра сатиры. Проблем я тут не вижу совсем.
Юрий Васильев, актер Театра сатиры:
- Все зависит от первых шагов нового режиссера. Меня только немного смущает, что Сергей Газаров будет вести два театра, управляться с двумя коллективами. Дай бог, конечно, чтоб у него хватило сил на работу 48 часов в сутки. Мы ничего сейчас не репетируем, хотя надо уже запускать работу. Мы все-таки Московский театр сатиры.
Подготовили Андрей Васянин, Наталья Лебедева