К концу 2021 года в Москве установят около 200 зарядных станций, к 2023 году - 600. Их разместят возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых магазинов и жилых домов.
Город переходит на электротранспорт, чтобы улучшить экологическую ситуацию. По мнению мэра, 90 процентов экологических проблем Москвы связаны с выхлопами миллионов ТС. Власти столицы уже создали проект "Энергия Москвы" по развитию легкового электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Часть из запланированных 600 ЭЗС будут быстрыми. "Мы планируем установить в городе новые виды зарядных станций, которые позволят водителям электромобилей подзарядить машину за время приема кофе, то есть - за 20 минут", - сообщила Александра Шумская, руководитель проекта "Энергия Москвы". Одной зарядки электрокара хватает в среднем на 200 километров. Среднее время "заправки" автомобиля на "медленной" ЭЗС - 2 часа.
Городские власти осознанно подходят к планированию инфраструктуры: устанавливают зарядки справа по направлению движения из центра, чтобы водителю было удобно зарядиться по пути домой. В большинстве станций используются зарядки европейского стандарта, но город обещает в будущем использовать зарядки и с разъемом американского типа.
Пока ЭЗС в основном расположены в центре города, в наиболее проходимых местах, а в районах за Третьим транспортным кольцом их не хватает. "Но здесь на помощь приходит бизнес, например, станции зарядки от "Россетей" или МГТС, индивидуальные зарядные станции в подземных паркингах жилых домов, бизнес-центров или ТРЦ", - говорит Андрей Кузин, финансовый директор СберАвто.
В Москве на электромобили отменен транспортный налог, отсутствует плата за парковку. Город ушел от использования карточек для подключения к зарядке, теперь к зарядным станциям можно подключиться через приложение "Московский транспорт". "Мне кажется, москвичи вполне созрели для покупки электромобилей в личное пользование", - говорит Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. По его словам, москвичи отказываются от электрокаров только из-за недостаточно пока развитой инфраструктуры.
Но процесс идет, изменения стали видны буквально в последние полгода. Эксперты считают, чтобы окончательно пересадить москвичей на электрокары, количество зарядных устройств должно измеряться не сотнями, а тысячами. Для сравнения: в лидирующем по количеству электромобилей штате Калифорния (США) уже установлено 73 000 зарядных станций, до 2025 года планируется установить еще 123 тысячи устройств. К 2030 году они планируют достичь цели в 1,2 миллиона зарядных станций. Тогда можно будет перестать продавать автомобили с ДВС.
"Большинство жителей Москвы живет в многоквартирных домах, у них нет возможности заряжать машину от бытовой розетки. Поэтому количество электромобилей будет расти прямо пропорционально количеству ЭЗС в жилых районах города", - считает Елена Крившич, партнер Strategy Partners, практика "Транспорт и логистика".
"Спрос на электромобили в России есть. По данным "Автостата", в 2020 году россияне купили 687 новых электромобилей, но это на 95 процентов больше, чем в 2019 году. В прошлом году жители Москвы приобрели 450 электромобилей - это рекорд за последние 5 лет", - говорит Александра Шумская.
"Автоконцерны приняли принципиальное решение к 2025 году расширить линейку электромобилей и к 2030 году разрабатывать и выпускать только этот вид транспорта. Значит, потоки машин пойдут в те страны, которые инфраструктурно к ним готовы", - говорит Ренат Тюктеев, директор "Авилон Мерседес-Бенц".
"Время зарядки электромобиля должно измениться в сторону уменьшения: неудобно заряжать электромобиль в городе более 2 часов. Поэтому в ближайшие год-два могут появиться сверхбыстрые зарядки, счет пойдет уже не на часы, а на минуты", - считает Хуан Карлос Сантос Кастанеда, руководитель направления электромобильности, "Сименс" в России.
Конечно, не все упирается в сеть ЭЗС. Цены на электротранспорт в России достаточно высоки и, к сожалению, в ближайшее время они существенно не снизятся, считают эксперты. "Средняя цена нового электрокара в России - 2-4 миллиона рублей, с пробегом - 1-3 миллиона. В основном они импортируются из Европы и Китая. В 2021 году Минпромторг России анонсировал выпуск личного транспорта на электрической тяге трех брендов в ближайшие три года. Это позволит снизить цену на электрокары, соответственно, увеличить их долю в автопарке России", - говорит Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.
В мире электротранспорт с каждым годом становится доступнее. Согласно отчету BloombergNEF, цены на литий-ионные аккумуляторы в 2020 году стали на 87 процентов ниже, чем в 2010 году. Если верить The Guardian, к 2024 году электрокары станут более доступными для потребителя: стоимость производства электрокаров достигнет паритета со стоимостью производства авто с ДВС.