19.10.2021 22:25
Экономика

Как малый бизнес перенес нашествие коронавируса

Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №239 (8590)
Основной экономический удар пандемии приняли на себя представители малого и среднего бизнеса - владельцы небольших магазинов, мастерских, кафе. Многие из них - так называемые "вынужденные предприниматели". Люди, которых жизнь вытолкнула в бизнес и которые не имеют иных источников существования. С середины весны 2020 года государство стало оказывать малому бизнесу экстренную поддержку.
/ Сергей Михеев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Достаточно ли эффективной оказалась эта поддержка и насколько она помогла? Как перенес малый бизнес нашествие коронавируса? Эти вопросы стали предметом крупномасштабного исследования малого бизнеса во время пандемии ("Проект СМБиз"), реализуемого Институтом Фонда Общественное мнение (ФОМ). Обсудим тему с одним из участников исследования, научным руководителем департамента социологии НИУ ВШЭ, доктором экономических наук Александром Чепуренко.

Общественники уличили кафе и рестораны в сокрытии выручки

Некоторые гипотезы были опровергнуты

В прессе и социальных сетях, особенно в период пандемии, появляется много данных разных опросов, в том числе малых предпринимателей. Иногда они противоречат друг другу. Одни пишут, что малый бизнес выкарабкивается из ямы пандемии, другие - что он уже почти умер. Можно ли доверять таким данным? Не вызывает ли их обилие и противоречивость скорее сумятицу в головах?

Александр Чепуренко: Действительно, данных много, и они, кажется, иногда противоречат друг другу. Во-первых, в последние годы активность на этом поле проявляют коммерческие банки, среди получателей кредитов которых есть субъекты малого предпринимательства. Собирая информацию о самочувствии своих клиентов, банки иногда затем публикуют соответствующие данные. Но основаны они, скорее всего, только на информации, которую банки получают от этих своих клиентов. И ни один банк, за исключением нескольких крупнейших, не работает во всех регионах и во всех типах населенных пунктов. Кроме того, значительная часть российского малого бизнеса банковскими кредитами не пользуется, только держит в банках расчетные счета. Поэтому картина получается несколько смещенной.

Собирая данные о самочувствии малых предпринимателей, по какому принципу отбирали респондентов в тех исследованиях, о которых мы будем дальше говорить?

Александр Чепуренко: Обычно социологи следуют строгим правилам, по которым формируется выборка для исследования - так, чтобы она отражала, как в капле воды, структуру соответствующей группы, сообщества, населения и т.д. Ровно таким образом Фонд Общественное мнение формирует выборки опросов населения. Среди взрослого населения, участвующего в регулярных опросах ФОМ, обязательно встречаются лица, которые являются владельцами или совладельцами малого бизнеса, а также самозанятыми. Они и составили базу, или Панель малого бизнеса (ПМБ), которая стала основой для проведения систематических опросов предпринимателей малого бизнеса. По состоянию на середину весны 2021 года она включала в себя 2927 представителей малого бизнеса. Из этой панели формировалась выборка для нескольких опросов, проведенных весной, летом и осенью 2021 года, на материалы которых я далее буду опираться. В выборках этих опросов были представлены основные виды деятельности, регионы и типы поселений (от столичных городов до сельской местности), размерные группы российского малого бизнеса (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес).

С какой гипотезой вы приступали к исследованию?

Александр Чепуренко: Гипотез было довольно много, исходя из опыта многолетних наблюдений за российским малым бизнесом и данных уже появившихся зарубежных исследований о состоянии и поведении малого предпринимательства в период пандемии. Некоторые из них, как и фактические результаты, я далее прокомментирую.

В каких видах деятельности последствия пандемии оказались наиболее губительными для малого и среднего предпринимательства, а в каких - наименее?

Александр Чепуренко: Предполагалось, что самым негативным было влияние пандемии на малый бизнес в таких видах деятельности, которые связаны с необходимостью физического контакта с клиентом, неограниченной мобильностью клиентов, массовым спросом. Напротив, на строительство, промышленное производство, оказание интеллектуальных услуг юридическим и физическим лицам, а также на сферы связи и ИТ пандемия могла оказать либо минимальное негативное, либо даже положительное воздействие.

Представители малого бизнеса смогут взять микрокредит через маркетплейс ЦБ

Действительно, по данным опроса, проведенного весной 2021 года, доля МСП, на которых пандемия сказалась очень негативно, оказалась самой высокой в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений (56%), в сфере туризма (55%), в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса (от примерно 40% до более чем половины таких предприятий против 26% в среднем по выборке). В ряде же видов деятельности ситуация отличается в лучшую сторону. Так, доля сильно пострадавших МСП в сельском, лесном и рыболовном хозяйстве, в сфере информационных технологий, связи и интернета, в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств составила всего лишь от 13 до 18%. Далее, высока доля вообще не испытавших негативного влияния пандемии МСП в сферах строительства, ЖКХ, промышленности, транспорта и складского хозяйства (таких там от четверти и выше).

Как повлияла пандемия на бизнес с точки зрения его возраста?

Александр Чепуренко: Принимая во внимание то, что на старт бизнеса в условиях пандемии могли пойти только лица, обладающие высоким человеческим и социальным капиталом и готовые использовать ниши, которые открылись в этот период, мы полагали, что они расценивают влияние пандемии на их бизнес как менее негативное, чем владельцы молодого или уже устоявшегося бизнеса. Но оказалось, что это не так: наиболее устойчивыми к пандемии оказались владельцы молодых бизнесов (1-2 года), а вот владельцы бизнеса с более длительной историей и новички оказались менее устойчивыми к новым шокам и рискам.

В период пандемии охват малого бизнеса различными мерами поддержки значительно возрос

Малый бизнес, ориентированный на крупных заказчиков, в период пандемии проявил себя более жизнестойким, чем малый бизнес, работающий с конечным потребителем?

Александр Чепуренко: Да, среди малых предприятий, продающих товары и услуги населению, доля тех, на которые пандемия повлияла негативно или очень негативно, оказалась значимо выше (60%), чем среди владельцев МСП, работающих в основном с крупным бизнесом и государством (53-54%). Население, испытавшее множественные ограничения и столкнувшееся с сокращением доходов или боязнью их скорого сокращения, оказалось "ненадежным клиентом".

Где малый бизнес больше пострадал от пандемии - в мегаполисах или небольших городах?

Александр Чепуренко: Выяснилось, что больше всего, по самооценке, пострадал малый бизнес в крупнейших городах с населением от полумиллиона жителей и больше, а также в городах с числом жителей от 50 до 100 тысяч. А вот в малых городах (с населением до 50 тыс. чел.) таковых оказалось чуть больше половины, при 57% в выборке в целом. Вероятно, сказалось то обстоятельство, что в малых городах и на селе малый бизнес изначально приучен работать с клиентами со сравнительно ограниченной покупательной способностью. Но и половина - тоже много!

Оптовая торговля ощутила влияние пандемии в меньшей мере, чем розница

Какая торговля - оптовая или розничная - оказалась более "иммунноустойчивой" к коронавирусу?

Александр Чепуренко: В целом оптовая торговля, хотя и ощутила влияние пандемии, все же в меньшей мере, чем розница. Ведь у оптовиков более разнообразный состав клиентов, а у розничной торговли - только население.

Как повлияла пандемия на рынок труда в сфере малого и среднего предпринимательства?

Александр Чепуренко: Очень многие малые предприниматели в качестве серьезной проблемы в период пандемии называли дефицит кадров. Особенно острой проблема оказалась для строительства: массовый отток неквалифицированных мигрантов из МСП этой сферы, по-видимому, не смогли компенсировать привлечением работников из числа коренного населения, которое зачастую не готово к тяжелому и при этом низкооплачиваемому труду.

В качестве одной из мер поддержки бизнеса правительство ввело мораторий на проведение проверок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, который был продлен до конца 2021 года. Но маховик проверок не может работать на холостом ходу, он должен кого-то затягивать в свои жернова, так устроена система. Явствует ли из вашего исследования, что в отношении малого и среднего бизнеса этот маховик хотя бы чуть-чуть сбавил обороты?

Александр Чепуренко: Проверки обычно заканчиваются для малого бизнеса каким-либо предписанием или штрафом. Ожидалось, что в период пандемии - в соответствии с поручениями правительства - контрольно-надзорные органы несколько ослабят свою хватку. Но этого, судя по всему, не произошло. Об этом говорит тот факт, что почти 90% респондентов августовского (2021 г.) опроса объявленный правительством мораторий на взыскание долгов и штрафов вообще не коснулся, а среди примерно 10% воспользовавшихся мораторием полезной эту меры считают лишь четверть. Таким образом, данная мера даже в период пандемии практически не сработала. Почему? Об этом, наверное, должно подумать правительство.

Эксперт рассказал о возможностях бизнеса получить льготный кредит

Малый бизнес восстанавливается - и по численности, и по оборотам

Как ваши респонденты оценивают действия властей в период пандемии? Удовлетворены ли они поддержкой государства?

Александр Чепуренко: Данные августовского (2021 г.) опроса показали, что участие в государственных мерах поддержки до или во время пандемии положительно повлияло на оценку взаимоотношений между государством и малым бизнесом. Наиболее широкими по охвату оказались две меры - субсидия на выплату заработной платы и отсрочка уплаты налогов (каждой из них воспользовались около 15% соответственно), тогда как охват сектора прочими мерами колебался в диапазоне от 0,7% до 7%. По эффективности явным лидером является субсидия на выплату заработной платы - половина предпринимателей отметили, что эта мера принесла пользу их бизнесу. Таким образом, в период пандемии охват малого бизнеса различными мерами поддержки значительно возрос. Ведь раньше ни в одном опросе малых предпринимателей не удавалось выявить более 1% бенефициаров господдержки.

И все-таки... Уцелел малый бизнес или нет?

Александр Чепуренко: Малый бизнес уцелел, данные статистики говорят, что в 2021 году он восстанавливается - и по численности, и по оборотам. Но стратегические документы правительства нацеливают не просто на восстановление, а на активный рост сектора. Который зависит от многих обстоятельств - спада пандемии, общей экономической динамики в стране, адекватности макроэкономической политики и мер содействия малому бизнесу.

Визитная карточка

Александр Чепуренко - доктор экономических наук, научный руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Родился в 1954 году в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977 г. С 1991 по 2004 г. - один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. - профессор в Высшей школе экономики и одновременно главный научный сотрудник в Институте социологии РАН. Один из ведущих отечественных специалистов в области исследований предпринимательства и малого бизнеса, неоднократно выступал в массовой печати по проблемам российского предпринимательства и политики в отношении малого бизнеса. Считает, что современное Российское государство задвинуло развитие малого бизнеса на обочину, и связывает это с особенностями социально-экономической модели развития в России. Много публикуется в России и за рубежом по проблемам трансформации постсоветских обществ и роли в ней предпринимательства.

Малый бизнес