ХХХI фестиваль - это и международная научно-практическая конференция "Драматургия как капсула времени. Современная пьеса вчера и сегодня", посвященная вопросам отечественной драматургии последних десятилетий и ее взаимоотношениям с театральным процессом. И круглый стол "Театр как бизнес", в котором приняли участие руководители государственных и негосударственных театров. И вручение международной премии "Балтийская звезда". И творческая встреча "Профессия - режиссер" - с художественным руководителем Российского академического Молодежного театра (Москва), народным артистом России Алексеем Бородиным…
- Главный итог в том, что фестиваль состоялся, - подчеркнул его руководитель, генеральный директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб. - Несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом, пересечением границ, ограничениями в заполняемости залов. В этом громадная заслуга команды, готовившей фестиваль, его учредителей - Министерства культуры России и комитета по культуре Санкт-Петербурга. И наших гостей - театров из ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, кто-то приехать к нам не смог. Удалось привезти спектакли из Италии, Литвы и Беларуси. Мы представили разнообразную, порой неожиданную, программу. Показали 18 спектаклей и еще 7 - в офф-программе (постановки петербургских негосударственных театров). Их посмотрели более 6 тысяч зрителей - цифра внушительная, впечатляющая при действующих ограничениях.
Внутренним девизом нашего фестиваля (мы не выносили его на афишу) был такой: "Бесы ХХ-21". В программу вошли спектакли, рассказывающие в наше сложное время о тех бесах, фобиях, дьяволах, которые терзают и душу каждого человека, и нашу планету в целом. Это Макбет, Яго, Сталин, Варравин… Им противостояли Пиросмани, Чаплин, Михоэлс, персонаж моноспектакля "Мой отец" - герои, которые сохраняют в нас надежду, веру в то, что добро непобедимо. Нравственный итог фестиваля: искусство вечно, театр вечен, и человеческая душа, духовность - вечны.
Шуб отметил, что лидерство завоевывают молодые режиссеры. Назвал имена Евгения Корняга из Минска, Романа Муромцева и Дмитрия Крестьянкина из Петербурга.
Жюри не было. Кто же определял призеров? Голосовали зрители, критики, дирекция фестиваля. Лауреаты выходили на связь в онлайне, благодарили за награды.
Призом зрительских симпатий отмечены спектакль малой формы - "Деревня и я" (РАМТ, режиссер Дмитрий Крестьянкин) и большой формы - "Петерс" Андрея Прикотенко (театр "Старый дом", Новосибирск). Прикотенко подчеркнул: "Для меня важно, что спектакль театра, которым я руковожу, прозвучал в моем родном городе - Петербурге, на фестивале, который формировал наши вкусы на протяжении 30 лет". К слову, в "Балтийском доме" он недавно выпустил спектакль "Одиссея" по мотивам поэмы Гомера.
Приз прессы им. Леонида Попова, Большая сцена: "Брак с ветром" режиссера Евгения Корняга, Заслуженный коллектив Республики Беларусь Республиканский театр белорусской драматургии (Минск). Малая сцена: "Шатуны" режиссера Романа Муромцева, Театр-фестиваль "Балтийский дом" (Петербург).
Приз дирекции фестиваля отправится в Италию - так отмечен спектакль "Макбет". "Режиссер Алессандро Серра - новое имя на европейской театральной карте, замечательный друг появился у нас на Сардинии", - сказал Сергей Шуб.
Президент фестиваля Андрей Ловягин объявил имена призеров-актеров, сказав:
- Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Когда-то у нас на фестивале было жюри, были призы - лучшим спектаклям, актерам. Потом мы от этого отказались.Сравнивать спектакли - лучшие, нелучшие - не реально, они слишком разные. Но сегодня мы решили наградить актеров.
Специальный приз в номинации "Лучший актер фестиваля" присудили народному артисту России Игорю Ясуловичу за роль Крэппа в спектакле "Последняя лента Крэппа" (спектакль Камы Гинкаса, московский ТЮЗ).
- Эту награду я разделяю с людьми, которые работали вместе со мной: помощники режиссера, кто занимался светом, звуком, блистательная работа рабочих сцен нашего театра и "Балтийского дома", которые за одну ночь перенесли комнату Крэппа из Флигеля московского ТЮЗа в петербургскую "Комнату 91". Сердечно благодарен Каме Мироновичу Гинкасу, это была замечательная работа, были мучения и радости… - говорил Ясулович.
Режиссер Гинкас по видеосвязи сказал, что сейчас актер репетирует новую роль - отца Пафнутия в спектакле "Отец Сергий".
Лучшей актрисой фестиваля назвали Юлию Ауг - за роль Инес де Кастро в спектакле "Сад" (режиссер Денис Азаров, совместный проект продюсера Леонида Робермана и Электротеатра Станиславский, Москва).
- Невероятное потрясение для меня, - призналась актриса. - Фестиваль "Балтийский дом" во многом сформировал меня. В студенческие годы я жила в Петербурге, пыталась прорваться на спектакли, и мое знакомство со многими великими режиссерами, как Някрошюс, произошло здесь. Само участие в фестивале "Балтийский дом" было для меня очень важным событием и казалось невозможным. А такая высокая награда очень ценна для меня... Большое спасибо Леониду Роберману, который придумал этот проект, Денису Азарову, поставившему спектакль, Электротеатру, который вписался в эту историю. Спасибо каждому человеку, который делал "Сад", кто был в этот день вместе с нами. И зрителям - за то, что так оценили нашу работу.
Тем временем
Во время работы фестиваля в фойе театра открылась выставка-инсталляция "Несуществующий спектакль". Ее авторы - режиссер Роман Муромцев и художник Катя Гофман. В октябре Театр-фестиваль "Балтийский дом" празднует двойной юбилей: 85 лет со дня рождения Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола (ныне Театр-фестиваль "Балтийский дом") и 30 лет Театру-фестивалю "Балтийский дом". Выставка знакомит с историей театра, продлится до 20 декабря.