10.11.2021 04:22
Экономика

Водители фур пошли работать курьерами

Текст:  Евгений Гайва
Российская газета - Федеральный выпуск: №254 (8605)
Сектор электронной торговли, получивший особенно быстрое развитие в пандемию, предъявил повышенный спрос на водителей-курьеров, отмечают представители рынка. Кадры привлекают из других секторов автоперевозки, это приведет к росту тарифов.
Читать на сайте RG.RU

Безусловно, интернет-торговлю стимулировало введение ограничительных мер из-за коронавируса. Но и без закрытия магазинов и введения "локдаунов" люди всё больше и больше стремятся покупать онлайн, говорит представитель компании Nawinia Сергей Сахаров.

Запущен первый сервис по подбору маркетплейсов для экспортеров

По экспертным оценкам, сейчас перевозка сборных грузов (LTL), основную массу которых составляют товары интернет-торговли, занимает 17% рынка. На перевозках для сегмента электронной коммерции занято уже до 20% парка техники, говорит директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. По данным компании VEB Ventures, перевозка сборных грузов в России в ближайшие годы в среднем будет расти на 9-11% в год, тогда как весь рынок грузовой автологистики - только на 5-6%. В результате потребность в водителях в сегменте e-commerce будет только расти.

Между тем, с начала 2021 года на рынке началось общее снижение числа доступных водителей, говорит Мисаилов. Одной из основных причин стал отъезд трудовых мигрантов в период локдауна 2020 года. При этом собственную доставку товаров, в том числе продуктов питания, развивают крупные сетевые магазины, супермаркеты и компании интернет-торговли. В освободившуюся нишу перевозок в e-commerce устремились водители из других секторов автоперевозок.

Привлекают более выгодные условия труда. Например, тот же "Озон" предлагает водителям работу с оплатой от шести тысяч рублей в день, рассказывает президент Ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. В интернет-торговле водители-курьеры могут зарабатывать от 150 тысяч рублей в месяц, а в дальних грузоперевозках - чуть больше 100 тысяч рублей. При этом в интернет-торговле не нужно ездить на дальние расстояния, можно регулировать свой график работы. К тому же нет дополнительных затрат на питание и ночевки вне дома, добавляет вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.

В результате за последние пару лет в курьеры ушло около 30% водителей-дальнобойщиков, говорит Матягин. Молодые люди работать водителем также не идут, число занятых в отрасли сокращается. Чтобы удержать хотя бы тех, кто есть, компании начали повышать заработную плату водителям.

Водители-курьеры могут заработать 150 тысяч рублей в месяц, больше, чем дальнобойщики. При этом в интернет-торговле не нужно ездить на дальние расстояния и можно регулировать график труда

Еще один путь - создание сектора интернет-доставки "до двери" в дополнение к дальнемагистральным перевозкам. По этому пути пошли крупные логистические компании. Например, развитием доставки самых различных товаров занимается Nawinia. Однако консолидация дополнительно приводит к вытеснению с рынка мелких игроков. В результате снижается уровень конкуренции.

Следствием этих тенденций станет рост тарифов. В сегменте перевозок грузов от одной компании другой тарифы за последний год уже выросли на 15- 25%. Вероятно, стоимость доставки продолжит расти и затронет также сектор интернет-торговли, считают эксперты.

Занятость