18.11.2021 20:30
Культура

В Красноярске поставили балет, вернув его на сцену в России спустя 150 лет

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №263 (8614)
Балет "Катарина, или Дочь разбойника" на музыку Цезаря Пуни поставили в Красноярском театре оперы и балета. Спустя почти полтора века балет вернулся на сцену перерожденным, но полным боевого огня.
Читать на сайте RG.RU
Балет "Катарина, или Дочь разбойника"

"Катарина, дочь разбойника" (именно под таким названием балет знали и любили в России позапрошлого века) была в XIX веке одним из гвоздей балетного репертуара. Созданная Жюлем Перро как прощальный привет великого балетного романтизма, на премьере в Лондоне (1846) она предназначалась знаменитой сильфиде Бурнонвиля - Люсиль Гран.

Фестиваль балета Dance Open в Петербурге привез премьеры и сенсации

Сменялись эпохи и художественные стили, но все балерины хотели иметь в репертуаре эффектную роль девушки с ружьем. Спектакль переделывался в соответствии с модой, из романтической трагедии он постепенно транспонировался в роскошную феерию, но общая конструкция, выстроенная Перро с помощью композитора Цезаря Пуни, стойко держалась.

Девятый вал любви к большим костюмным постановкам "с историей", поднявшийся в наши дни, реанимировал уже не один десяток забытых спектаклей. И когда в руках у худрука Красноярского театра Сергея Боброва оказалась часть партитуры "Катарины", сомнений в ее перспективах не было.

Сюжет балета был найден Перро в биографии итальянского художника XVII века Сальватора Розы. Бродя в поисках красивых пейзажных видов в Апеннинах, он оказался в плену у бандитов, которых возглавляла красавица-"амазонка". Этого оказалось достаточно, чтобы в фантазии Перро родился сюжет о соперничестве за ее сердце возвышенного художника и необузданного бандита Дьяволино.

Бродя в поисках красивых видов, он оказался в плену у бандитов, которых возглавляла красавица-"амазонка". И это приключение из жизни Сальватора Розы превратилось в балет

В консультанты постановки Сергей Бобров пригласил музыковеда Елену Черемных и историка балета Ольгу Федорченко, в соавторы хореографии - Юлиану Малхасянц, с которой многие годы танцевал ведущий характерный репертуар в Большом театре. Вместе эта команда придумала спектакль в старинном духе, не стесняющийся ни своей наивности, ни избыточной роскоши, ни красоты.

Версии Перро, Петипа и Чекетти соединены в единой конструкции еще на стадии либретто. Пылко влюбленные мужчины спасают Катарину, когда ее лагерь подвергается нападению правительственных войск, когда посланный в погоню офицер настигает девушку сначала в кабачке, затем в мастерской художника, которому она позирует в образе Флоры; любовь вызволяет ее даже из тюрьмы, позволив скрыться среди римского карнавала.

Композитор Петр Поспелов не стал стесняться репутации Пуни и со всей возможной искренностью современным средствами оркестровал очаровательные мелодии, сохранившиеся в скрипичном репетиторе "Катарины" (дирижер - Иван Великанов). Сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева, в работе над старинным репертуаром сотрудничавшие с Вихаревым, Ратманским, Бурлакой, Самодуровым, эмоционально воспроизвели наши представления о старинном балете с его живописными задниками, впечатляющей рисованной "архитектурой" (собор Святого Павла в спектакле - как живой!), интерьерными деталями, картушами, поясняющими место действия каждой картины, белоснежными пачками, карнавальными масками и пестротой бандитских костюмов.

Как и было положено в позапрошлом веке, "Катарина" обрушивает на зрителя свою мощь не сразу. Первая сцена, представляющая лагерь в горах, начинается пантомимной сценой встречи Сальватора с бандитками. Ее буквально сметает Катарина, выпрыгивающая на сцену со звуком оглушительного выстрела и стремительно завоевывающая все пространство.

Знаменитый балет "Баядерка" впервые поставили в Воронеже

Знатоков эта вариация сразу же катапультирует в другой балет Перро - "Эсмеральду". Приемами старины - от "Жизели" до "Дон Кихота" - прослоена каждая сцена "Катарины": возвращающиеся в лагерь бандиты спускаются с гор змейкой, повторяющей знаменитую диагональ выхода теней из "Баядерки"; одетые в белые тюники танцовщицы-модели позируют Сальватору, напоминая "клумбы" "Оживленного сада" из "Корсара"... Но настоящий трюк постановщиков - три финала. Воскрешающие лондонскую, первую и последнюю петербургские редакции "Катарины", они позволяют каждому выбрать развязку истории по вкусу.

Текстологические раскопки не заслоняют разнообразия талантов красноярской труппы. Внимание на себе задерживают и комичная троица музыкантов в кабачке (Валерий Гукленков, Александр Моисеев, Денис Погорелый), и трогательно-нелепый Паж (Даниил Костылев, Илья Хапров), и органично выглядящие в роли Флоринды, соперницы Катарины, Анастасия Осокина и Анна Саленкова. На этом фоне эффектно сияет трио главных героев, которое театр представил в трех вариантах. И если Анна Федосова (Катарина) и Юрий Кудрявцев (Сальватор) разыгрывают чистую историю незамутненной романтической любви, в которую не под силу вторгнуться Дьяволино (Георгий Болсуновский), то в других спектаклях остается только посочувствовать Катарине (Наталья Боброва и Елена Свинко), которой приходится делать выбор между красавцем-художником (юный Матвей Никишаев и приглашенный из Большого театра Якопо Тисси) и дерзким и прекрасным Дьяволино (Марчелло Пелиццони и тот же Болсуновский).

"Катарину", кстати, уже пригласил на гастроли Большой театр.

Танец Красноярск Восточная Сибирь