"Новая жизнь" - очень символичное и важное событие в нашем оперном театре. Во-первых, на постановку современной оперы наши театры, ведущие репертуарный образ жизни, это когда спектакли в афише остаются на десятилетия, отваживаются крайне редко. Во-вторых, "новая жизнь" - это именно то, к чему театрам и нам всем нужно привыкать с учетом затянувшейся пандемической действительности.
На пороге XXI века композитор и философ Владимир Мартынов создал оперу Vita Nova на русском, латинском и итальянском языках по одноименному сборнику произведений Данте Алигьери. Безусловно, с оперой связана и книга Владимира Мартынова "Казус Vita nova". Везде главный и вечный для искусства вопрос: какими должны взаимоотношения творца и общества? За постановку оперы в Уфе, которая до этого знала лишь концертные исполнения, взялась молодая амбициозная команда: дирижер - Артем Макаров, режиссер - Елизавета Корнеева, художник - Екатерина Агений.
Внешне спектакль получился очень эффектный и удивительно похожий на постановку другой оперы Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо", что в театре имени Н.И. Сац двумя годами ранее поставил Георгий Исаакян. Но уфимскому спектаклю не хватило философской глубины и внутренней энергии во взаимоотношениях между героями (Данте - Азамат Даутов, Беатриче - Лилия Халикова, Донна - Лариса Ахметова, Любовь - Екатерина Куликова).
Хотя главная трудность в этой работе - музыка, не просто сложная и медитативная, основанная на полистилистике, а требующая математической верности исполнения в перманентных рефренах и сакральной строгости, предначертанной для духовной оратории и мессы, к коим близка опера, и где основная драматургическая роль возложена на хор (хормейстер - Александр Алексеев). Но, быть может, гастрольный формат и волнение от показа перед столичной публикой лишили спектакль необходимой точности исполнения. Но начало "Новой жизни" - задача, которую не всегда получается решить с первой попытки.
Кстати
По традиции фестиваль "Видеть музыку" завершился церемонией вручения премии "Легенда". В нынешнем году наград были удостоены сопрано Галина Писаренко, прима-балерина Татьяна Кладничкина, солисты музыкальных театров Нина Болдырева и Геннадий Верхогляд, экс-директор Омского музыкального театра Борис Ротберг, музыковед Марина Нестьева, композитор Владимир Кобекин и балетмейстер Юрий Григорович.