Однако, согласно данным Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), такое укрупнение привело к неоднозначным результатам и больше было похоже на кампанейщину, чем на действительно хорошо продуманные управленческие шаги.
С началом коронавирусной пандемии выяснилось, что концентрация тысяч детей в школах очень опасна. И не только из-за риска заразиться, но и по другим причинам.
В массовой школе каждый ребенок в течение дня участвует в сотнях контактов. Не пора ли сделать выводы и отказаться от укрупнения? И признать, что школа должна быть маленькой, находиться буквально в шаговой доступности от жилья - на первых этажах жилого здания, где сейчас без какой-либо меры строятся торговые помещения, фитнес- и бьюти-центры?
Каждое такое многоэтажное жилое здание должно располагать своим учебным и досуговым мини-центром, который обеспечивал бы образовательные потребности детей дошкольного возраста и младших школьников, проживающих тут же. И никаких школ-гигантов, необходимости езды на общественном транспорте или на личных автомобилях из одного района города в другой! Создание таких мини-школ шаговой доступности обеспечит оптимальную безопасность, качество образования в условиях современной городской застройки.
С началом пандемии и школы, и вузы отправили на дистанционное обучение. И оказалось, что никто к подобному образованию не готов, несмотря на то что разговоры о нем и разработки в этой области велись уже более 30 лет.
Главные, кто оказался против, - родители, оставшиеся дома в период первого локдауна. Они увидели воочию, что такое дистанционное обучение на самом деле, и убедились в том, что дети абсолютно к нему не готовы. А теперь, ко второму локдауну, именно родители школьников превратились в значимую силу гражданского общества, которое уже открыто требует гарантий качественного образования для детей, несмотря на ограничения из-за коронавируса.
Вся тонкость в том, что дистанционное обучение, успешно развивающееся на Западе еще с 1980-х годов, опирается на культуру самообразования. Термин distance learning, которым все это описывается, надо переводить не как "дистанционное обучение", а как "дистанционное самообучение", когда ученик сознательно учится преимущественно сам, обращаясь иногда за помощью к тьютору.
В нашей стране культура сознательного самообучения пока не сложилась. Детей принято держать под контролем и опекой со стороны взрослых - и чем свободы для них меньше, тем лучше. Учитель не столько передает учащимся свои знания, сколько мотивирует их учиться, а учащиеся, в свою очередь, как могут, сопротивляются этому.
Поэтому вывод таков: чтобы быть готовыми к дистанционному обучению, его надо начинать осваивать задолго до возможных карантинов. Буквально с первых шагов в начальной школе дети должны уже часть времени учиться самостоятельно, используя дистанционные учебные ресурсы, дополняющие традиционные учебники и рабочие тетради.