Писательский дебют одного из самых популярных режиссеров современности совершенно точно придется по душе его поклонникам: на месте фирменные искрометные диалоги, никуда не исчезли забрызганные кровью поверхности. Ну и, пожалуй, главное: "Однажды в Голливуде" - не пересказ одноименного фильма, а новый взгляд на сюжет. Своеобразное авторское продолжение.
Над своим первым романом Квентин Тарантино работал пять лет. То, что режиссер - заядлый синефил, ни для кого не секрет. Но книга обрушивает на читателя столько имен, названий, фактов из жизни киноиндустрии времен заката голливудского "золотого века", что дотошность автора приводит в изумление. Читателям, помешанным (в хорошем смысле слова!) на кино, эта чрезмерная въедливость - бальзам на душу. Плюс к тому настоящий список "смотрения" на время пандемии, если не на всю жизнь, прямо из рук мастера.
В центре сюжета книги - герои, с которыми по фильму многие знакомы. Рик Далтон - вымышленный персонаж, собранный из нескольких реальных прототипов, угасающая звезда телесериалов. Клифф Бут - его дублер и друг. По соседству с Далтоном селятся режиссер Роман Полански, на тот момент на пике своей карьеры, и его супруга, обаятельная актриса Шэрон Тейт. И, разумеется, не забыт Чарльз Мэнсон - вдохновитель секты ("семьи") серийных убийц. Как выясняется, он готов пожертвовать всем, чтоб только стать рок-звездой. Но сбыться мечте не дано.
Читатель привык, что книги по следам успешного кино - просто способ вторично продать то, что уже "выстрелило". В случае с "Однажды в Голливуде" это совсем не так. Да, на атмосферной сливочной обложке (оригинальное оформление сохранено и в русскоязычном издании) - Леонардо Ди Каприо (Далтон), Бред Питт (Бут) и Марго Робби (Тейт). Но в книге их герои живут, как ни странно, куда более полнокровной и насыщенной жизнью, чем на экране.
Ловким движением руки Тарантино показал нам фокус. Зрителю, чтобы лучше понять фильм, надо прочитать книгу. А читателю, чтобы узнать, ради чего заварена интрига, наоборот, надо смотреть кино.
Стержневой эпизод фильма - спасение беременной Тейт от подельников Мэнсона - в книгу практически не вошел. Зато в романе Рик Далтон трогательно беседует с восьмилетней актрисой Труди Фрейзер, а из фильма этот яркий эпизод Тарантино вырезал. Хотя и со слезами.
Конечно, в книге много ругани, которая знакома по тарантиновским фильмам. Режиссер-писатель вовсе не церемонится с толерантными "загонами" времени: на страницах уживаются и "макаронники", и "негритосы". Как это проморгали бдительные американские редакторы? Чтиво-то криминальное, по их политкорректным меркам. Но книга - не успела выйти там, за океаном, - сразу выбилась в бестселлеры.
Отдельная благодарность от российских читателей издательству Individuum за справочник по Голливуду: подробнейший конспект позволяет чувствовать себя на одной волне с Квентином Тарантино и параллельно получать полезные сведения из истории кино.
Кстати, писатель-новобранец уже пообещал вторую книгу. И да, опять про Голливуд.
Кадры из фильма "Однажды в... Голливуде"