01.12.2021 19:41
Экономика

Яков Миркин: Уже сегодня можно сказать, какой будет бюджетная система в 2030 году

Текст:  Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №274 (8625)
Каждую осень мы делим кусок общественного пирога - бюджет, и делаем это по накатанным рельсам. Его относительные размеры примерно одни и те же. Доходы бюджетной системы России в 2015 году - 35,3% ВВП, в 2020-м - 35,8%, в 2022-м предполагается, что будет 36,1%, в 2023 году - 35,4%, в 2024-м - 34,5% ВВП.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Государство во все свои денежные мешки (федеральный бюджет, бюджеты регионов, Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхования) год от года закачивает чуть больше трети ВВП, а потом раздает ее на общие нужды. Любое новое социальное пособие не сваливается с неба. Его берут из одного и того же куска пирога. А реальная величина куска зависит от темпов роста экономики.

Федор Лукьянов: Российско-германские отношения - сложный феномен

То же самое - федеральный бюджет. Сколько бы ни было споров и поправок вокруг его 5000 страниц, все они крутятся вокруг примерно одного и того же куска ВВП. Доходы федерального бюджета в 2015 году - 17,1% ВВП, в 2020-м - 17,5%, в 2022-м ожидается 18,7%, в 2023 году - 18%, в 2024-м - 17,1% ВВП. Конечно, экономическая погода переменчива, и не случайно каждый год столько поправок к бюджету, но все же есть "прокрустово ложе" уже сложившихся норм и пропорций, есть инерция принятых государством обязательств, тянущихся из года в год, и любая их ломка, если она наступит, - мучительный процесс.

Вот так и получается, что никто не ждет революций в бюджете. Можно до упаду обсуждать "стимулирующую роль финансов", предлагать самые смелые налоговые льготы или буйствовать по поводу избыточного налогового бремени или излишних финансовых резервов, но логика минфинов всех времен и народов одна и та же: если где-то убыло в деньгах, то их "нужно взять в другом месте", покрыть убыток. Как раз то, что сегодня называется "налоговым маневром". "А где мы на это возьмем деньги?" - вечный вопрос министерства финансов в любой стране. Сколько было жалоб на консерватизм минфина в Российской империи! И, поверьте, советский минфин не был таким уж щедрым в раздаче "всем сестрам по серьгам".

Давайте тратить больше на образование! Культуру - вперед! Денег на медицину - дайте! Но есть рамки, в которых все устоялось, они с трудом меняются, и уже сегодня можно примерно сказать, какой будет бюджетная система России в 2030 году. В 2015 году затраты на образование составляли 10,6% суммарных расходов всех бюджетов страны, в 2020-м - 10,2%, в 2022-м предполагается 10,7%, в 2023 году - 10,6%, в 2024-м - 10,7%. Действует жесткая логика нарезки бюджета, и сколько ни кричи, что школам и университетам нужно дать больше, на них вряд ли придутся 14-15% расходов бюджетов. Разве что произойдут совсем уж крутые повороты.

Есть рамки, в которых все устоялось - уже сегодня можно сказать, какой будет бюджетная система в 2030 году

А что случилось с медициной? В 2015 году затраты на здравоохранение были равны 9,2% суммарных расходов всех бюджетов страны, в 2020-м - 11,7% (пандемия), в 2021-м ожидается 11,2%, в 2022-м - 11%, в 2023-м - 10,8%, в 2024-м - 10,7%. Как видим, и здесь бюджет может потихоньку возвращаться к привычному.

Святая святых - "социальная политика", пенсии, пособия, выплаты семьям - все, что мы желаем и часто ждем как благодеяние, как дар, свалившийся с небес. Но каждая прибавка в наших карманах - это не щедрый дар по мановению чьей-то руки, она отщипывается все из того же куска пирога. В 2015 году затраты на "социальную политику" составили 35,8% всех расходов бюджетов страны, в 2020-м - 35,5%, в 2021-м ожидается 35,5%, в 2022-м - 33,3%, в 2023-м - 33,3%, в 2024-м - 33,1%. Так заложено в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов". Номинальные суммы, конечно, увеличатся. В 2015 году - 10,6 трлн руб., в 2020-м - 15,1 трлн руб., в 2022-м - 15,7 трлн руб., в 2024-м - 17,5 трлн руб.

Все эти прикидки могут быть бесконечными. Но мы знаем, что каждый год жизнь складывается не совсем так, как мы думали. В 2020 году ждали, что экономика вырастет на 1,7-2%. Вместо этого она упала на 3%, а вслед за "черным лебедем" (пандемия) прилетел крупный дефицит бюджета.

Набиуллина рассказала о ближайшем решении по ключевой ставке

А что ждать в 2022 году? Розничная инфляция, по минфину, - 4%. Уже сегодня видно, что она может быть выше, что в цены и тарифы, регулируемые государством, закладывается больший рост. А что цена на нефть, нашу кормилицу? По минфину, будет в 2022 году 62 долл. за баррель. Еще три недели назад она доходила до 85 долл. за баррель, а ныне упала до 71 долл. Никто не знает, что с ней будет, прогнозы меняются несколько раз в год. Курс рубля на 2022-й? Ответ минфина - 72,1 рубля за доллар США. Хотя, если вспомнить, в 2021 году курс гулял от 77,77 руб. (четыре семерки!) до 69,6 руб., что, в общем-то, большая разница и для бюджета, и для наших карманов.

Все будет переменчиво в 2022 году. Черных лебедей может быть стая - и в геополитике, и в природе (пандемия), и в перегретых финансах мира. Но для нас самое главное, чтобы сбылся базовый сценарий МВФ - продолжение, пусть чуть замедленное, восстановительного роста мировой экономики в 2022 году без особых финансовых штормов. Для главных клиентов России, потребителей нашего сырья - ЕС и Китая - прогнозируется рост ВВП на 4,4% и 5,6%, соответственно. Для России - на 2,95% (что совпадает с точкой зрения минфина - 3%). Глобальная инфляция (по прогнозу МВФ, 3,4%) может поддержать мировые цены на сырье. Если так все случится, получим год без великих потрясений.

Каждый год жизнь складывается не так, как мы думали. В 2020 году ждали, что экономика вырастет на 1,7-2%, а она упала на 3%

А если такой год не случится? Что ж, тогда появится еще один повод подумать о том, как создать быстрый экономический рост, опираясь больше на внутренний спрос, на "хотелки" населения, приуменьшая значение внешних переменных, которые всегда пляшут как хотят.

Макроэкономика