Вы не раз судили конкурсы в Париже и Генуе, Лондоне и Монреале... У вашего конкурса в Уфе есть одно отличие: в качестве премий победители получают скрипки настоящих мастеров.
Владимир Спиваков: Современный молодой музыкант, как правило, не имеет возможности приобрести хороший инструмент в собственность (если ему, конечно, не помогают фонды или богатые родители). Сама идея такого премирования музыкантов принадлежит Леониду Полежаеву, бывшему губернатору Омска, где, начиная с 2009 года, проходит Международный конкурс скрипачей имени моего учителя - выдающегося профессора Юрия Янкелевича.
В этом году победители конкурса в Уфе получили великолепные инструменты: I премия - это скрипка Джузеппе Педраццини (Милан, 1918 г.), II-я - скрипка Николя Коссена (Нёшато, 1860-1870 гг.), а III-я - нашего мастера Игоря Улицкого (Москва, 2019 г.), инструменты которого были победителями на Конкурсе Чайковского, когда еще существовал Конкурс скрипичных мастеров. Игорь работает в маленькой мастерской в Доме музыки и создает прекрасные инструменты. III премия - это мой личный приз.
Что вы чувствуете, когда берете в руки такую скрипку?
Владимир Спиваков: Сначала долго присматриваюсь, пробую, настраиваю, а потом уже, когда чувствуешь, что она поддается тебе, тогда уже можно заиграть и в полную силу. Но это всегда таинство. Например, Никколо Паганини играл на скрипках Страдивари и Гварнери дель Джезу и понимал, что это вещи, которые переживут свое время. Так оно и есть. Это не фабричные изделия, а произведения большой духовной работы.
Ваш Первый конкурс выиграл Даниэль Лозакович, на Втором - победу одержала Мария Дуэньес. Что за музыкант нынешний обладатель I премии?
Владимир Спиваков: Даниэль Лозакович и Мария Дуэньес стали музыкантами с мировым именем. Они регулярно делятся со мной своими достижениями. С Даниэлем я записал на Deutsche Grammophon Концерт Чайковского, и эта запись пользуется большим успехом. Даниэль должен был приехать в Уфу, но, к сожалению, заболел ковидом, представьте себе, в Австрии. По причине закрытия этой страны не приехал также член жюри конкурса Борис Кушнир, и он судил конкурс онлайн. Поразительно, что буквально за неделю до этого локдауна я встречался с президентом Австрии, и мы вместе в Венской опере слушали "Набукко". Новый обладатель первой премии - Элиас Дэвид Монкадо учится в Зальцбурге и, несмотря на свои многонациональные корни, технически уверенно, благородно и по-европейски исполнил в финале Концерт Чайковского. Решение жюри было единогласным.
Как справился со своей задачей на решающем III туре Национальный симфонический оркестр РБ?
Владимир Спиваков: С этим оркестром работал замечательный дирижер Михаил Герц из Эстонии, он готовил все финальные выступления заранее. К III туру приехали 20 музыкантов из Национального филармонического оркестра. Оркестр Башкирии за последние годы очень вырос и в данный момент готовится отметить свое 30-летие: 7 декабря коллектив впервые выступит в Санкт-Петербурге, а перед своей поездкой они пригласили музыкантов нашего оркестра послушать подготовленную ими для этого тура симфоническую поэму Р. Штрауса "Так говорил Заратустра". Добавлю также, что директором оркестра является замечательный кларнетист Артур Назиуллин, который, кстати, был воспитанником моего Фонда и многие годы является его представителем в Уфе.
Что еще особенного в конкурсе этого года?
Владимир Спиваков: За четыре конкурсных дня в соцсетях было зафиксировано 2 000 000 просмотров! Это говорит о многом. Конкурс был великолепно организован и состоялся благодаря поддержке правительства Республики Башкортостан и министра культуры, прекрасного музыканта Амины Шафиковой. Жюри я всегда собираю сам. Это музыканты, которые не только показали свою работу как педагоги или исполнители, но и являются честными и благородными людьми. Не допускаю в судейство тех, в ком сомневаюсь. Хотя один раз за всю жизнь ошибся и до сих переживаю. А еще, с самого начала нас поддерживает Фонд Мустая Карима, который присуждает денежную премию "Надежда" участникам, не прошедшим в финал.
Недавно вы озвучили документальный фильм об этом великом поэте?
Владимир Спиваков: Посчитал это своим долгом, в благодарность за свое рождение в Уфе. К тому же Мустай Карим для меня - не только большой поэт, но необыкновенный человек. Он всегда говорил о национальном благородстве, а это так важно именно сегодня. Известна его фраза: "Не русский я, но - россиянин". Мне сейчас вспомнились его стихи: "Отличали искренне правду ото лжи. Все, что в жизни делали, было от души...". Такие простые слова, но это правда жизни. Как же можно жить без души и работать?
А какой русский писатель сейчас созвучен нашему времени?
Владимир Спиваков: Пушкин, Булгаков… И Достоевский, потому что я считаю его пророком нашего отечества так же, как и Шостаковича.
Что чувствуете, когда приезжаете в город своего детства?
Владимир Спиваков: Для меня пребывание в Уфе - это всегда какая-то родственная история. В городе родных у меня нет, но, как мне кажется, все мы очень близки, и я, как могу, стараюсь людей здесь поддерживать. В знак уважения Башкортостану на заключительном концерте в Уфе, где прозвучала достаточно сложная и непростая программа - Лядов, Мусоргский, Шостакович, мы сыграли замечательное произведение "Журавли" для симфонического оркестра и народного инструмента Башкирии курая. А партитуру я получил за час до концерта.
Справка "РГ"
Лауреаты III Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова: I премия - Элиас Дэвид Монкадо (Германия); II премия - Чиса Китагава (Япония); III премия - Джевон Ви (Южная Корея).