15.12.2021 01:49
В мире

Почтовая служба Киргизии освоит цифровые форматы

Марат Черикчиев: "Кыргыз почтасы" будет оказывать больше услуг в электронном формате
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №285 (8636)
/ Любовь Борисенко
Читать на сайте RG.RU
"Кыргыз почтасы" разработало трехлетнюю стратегию развития c амбициозными планами. Об этом рассказал генеральный директор государственного предприятия Марат Черикчиев. По его словам, одна из целей - стать серьезным игроком в региональном сегменте рынка электронной коммерции. В интервью "РГ" руководитель главного почтового ведомства КР поделился своим мнением по поводу того, как этого достичь.

- Марат Жолдошбекович, что сегодня представляет собой "Кыргыз почтасы"? Какие услуги вы оказываете населению страны?

Марат Черикчиев: "Кыргыз почтасы" - госпредприятие, политику которого в настоящее время определяет министерство цифрового развития КР. У нас 921 объект по всей республике, в основном почтовые филиалы и отделения связи. Мы оказываем как традиционные услуги - доставка письменных корреспонденций, печатных изданий, посылок, - так и современные финансовые - погашение кредитов, прием коммунальных платежей, различных административных штрафов. Вот в таком формате мы сегодня работаем.

- С наступлением цифровых технологий у вас остается, так сказать, все меньше места для маневра. Что вы можете предложить киргизстанцам для успешной конкуренции с "цифрой"?

Россия и Киргизия расширяют информационное сотрудничество

Марат Черикчиев: Мы выбрали стратегию дальнейшего развития почты, которая основана на глобальных тенденциях цифрового мира. Планируем провести полный ребрендинг предприятия и внедрить новые цифровые продукты. Это, к примеру, оптимизированная онлайн-платформа, облегчающая предоставление любых услуг в электронном формате. "Кыргызпочтасы" будет принимать активное участие в онлайн-коммерции не только внутри республики. Существующая широкая сеть доставки, я уверен, поможет нам стать серьезным игроком на этом рынке, что обязательно приведет к увеличению объемов посылок. Если же оставить ситуацию такой, как сейчас, то мы, конечно, будем проигрывать альтернативным курьерским компаниям.

- Цифровизация - это, конечно, хорошо. Но в республике все еще есть места, куда дойти можно только на своих двоих. Там нет интернета и сотовой связи, а смартфоны бесполезны. Люди, живущие в таких селах, по-прежнему ждут прихода почтальона. Как он выглядит в наши дни? Все такой же, с толстой сумкой на ремне?

Марат Черикчиев: Именно так. Это по-прежнему люди с толстыми сумками на ремне, которые порой пешком доставляют письма, газеты, пенсии. В прошлом году во время пика пандемии коронавируса даже зарплату приходилось приносить. С учетом особенностей горного рельефа нашей страны почтальон сегодня незаменим. После того как мы подключим к интернету все наши объекты - пока речь идет о 70 процентах, имеющих доступ к Всемирной сети, - надеемся на то, что штат почтальонов и курьеров вырастет. Ведь работы для них прибавится.

- В республике завершается подписная кампания на периодические издания. Каковы ее предварительные итоги?

Марат Черикчиев: Подводить итоги пока рано. Но в любом случае "Кыргызпочтасы" старается донести до киргизстанцев мысль, что бумажную прессу читать необходимо, чтобы как можно больше людей подписывалось на периодику. Исходя из моих наблюдений, в городах новости в основном получают из интернета, а в регионах предпочитают газеты и журналы.

Справка "РГ"

Благодаря заключению соглашения о снижении тарифов между "Кыргызпочтасы" и АО "Почта России" стоимость доставки посылок от корпоративных клиентов из РФ в КР весом один килограмм составляет 562 сома (было 1181). Каждый дополнительный килограмм стоит 108 сомов (было 205).

Киргизия использует опыт России в цифровизации сбора налогов

По словам Марата Черикчиева, данный проект помогает облегчить логистику и способствует увеличению объемов благодаря снятию экономических барьеров для товарооборота между двумя странами, а также создает более конкурентоспособную среду для населения, малого и среднего бизнеса.

- Снижение тарифов сможет дать хороший стимул к росту экспорта из России в республику. Мы видим, что спрос на доставку в страны ЕАЭС растет. Новые тарифы помогут еще большему числу интернет-магазинов и продавцов начать продавать товары за рубежом, - считает, в свою очередь, советник генерального директора АО "Почта России" Алексей Скатин.

Ключевой вопрос

- Как развивается ваше сотрудничество с российскими коллегами?

Марат Черикчиев: "Кыргызпочтасы" работает со многими почтовыми администрациями. В прошлом году, например, в декабре подписали соглашение о сотрудничестве с "Почтой России", а ранее в мае договорились о снижении в два раза тарифов на доставку посылок из РФ в КР. Данная услуга пока касается только корпоративных клиентов. Постараемся снизить тарифы и для физических лиц. В будущем планируем проводить совместную работу, к примеру помогать местным предпринимателям выходить на российские маркетплейсы. Дальнейшие шаги будем обсуждать и прорабатывать с российскими партнерами в ближайшее время.

Тем временем

Поиск инвесторов для модернизации госпредприятия "Кыргызпочтасы" продолжается. Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в Центре государственно-частного партнерства. Соответствующее объявление, напомним, было размещено в местных СМИ в начале ноября 2021 года. "Проект предусматривает предоставление в управление частному партнеру активов "Кыргызпочтасы" в целях модернизации предприятия, эффективного управления им и оказания населению качественных универсальных услуг в сфере почтовой связи, а также создания рабочих мест", - говорится в объявлении.

Кыргызстан