15.12.2021 02:55
Культура

Швыдкой: Ад - это не готовый поэтический образ, ад рукотворен

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №284 (8635)
В выставочном зале Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии - Скудерие дель Квиринале - в память о Данте Алигьери, 700-летие со дня смерти которого отмечали 14 сентября 2021 года, представлена новая тематическая экспозиция, исполненная напряженного таинства, - "Инферно". И хотя это слово претерпело множество смысловых превращений, кураторы выставки связывают его прежде всего с "Божественной комедией". "Земную жизнь пройдя до половины//Я очутился в сумрачном лесу..." - так начинается первая песня "Ада".
Читать на сайте RG.RU

Восприятие преисподней глазами художников разных стран и эпох заставляет заново заглянуть в самих себя и остро пережить субъективный опыт, вписав его в космическую картину мира, всегда тревожного и неизменно скрывающего свои тайны.

Басинский: Патриотизм - это любовь к Родине без угодливого отношения к ее несправедливым притязаниям

Еще недавно в этом прекрасном римском здании на Квиринальском холме была представлена грандиозная выставка произведений Рафаэля Санти, которая минувшим летом работала чуть ли не круглосуточно. Ее создавали к 500-летию со дня смерти создателя "Сикстинской мадонны" в начале 2020 года, но из-за пандемии показ был прерван, - публика смогла вернуться в залы Скудерие дель Квиринале лишь в 2021 году. Ее беспрецедентный успех можно объяснять множеством причин, но одна несомненна - творчество Рафаэля, исполненное чарующей жизненности, противостоит небытию. Оно излучает ту волшебную энергию душевной и телесной гармонии, которая была желанна во все времена, но в пору всеобщего мора, рождающего не только физические, но и моральные недуги, - ее необходимость становится многократно острее.

Новая экспозиция, посвященная образам бесчисленных страданий грешного человечества, стала контрастом праздничной выставке произведений Рафаэля. Юбилейная магия чисел сыграла свою мистическую роль, и первая часть "Божественной комедии" стала своего рода путеводителем по этой выставке. В той же, впрочем, степени, в какой Анатомический театр в Падуе был визуальной моделью Дантова "Ада". На экспозиции представлены уникальные произведения - от поразительной в своей изысканности скульптуры "Грехопадение мятежных ангелов", предположительно работы Франческо Бертоса, который вырубил сотню фигур, соединенных динамикой борьбы и страданий, из единого куска мрамора, до иллюстраций Боттичелли к первой песне "Божественной комедии".

Ад - это не готовый поэтический образ, не метафора инобытия. Ад рукотворен

Признанные шедевры Босха, Кранаха, Родена, Пикассо, Мунка здесь соседствуют с артефактами менее известных мастеров. Но это не умаляет мощи и целостности выставочной реальности. Кураторы столь мастерски разворачивают сюжет своего грандиозного творения, так концентрируют внимание на великой дьявольщине, которая обрекает доверчивое человечество на загробные страдания, что дух захватывает и о художественных достоинствах и недостатках отдельных произведений вспоминаешь далеко не сразу.

Как, к примеру, картина "Ад" неизвестного португальского художника, написанная во втором десятилетии ХVI столетия. Красота грешников, приговоренных к самым разным наказаниям, - от выворачивания суставов до погружения в раскаленный котел - столь пленительна, что вызывает сомнения в справедливости наказания. Автор эпохи Высокого Возрождения имел свое собственное представление о политкорректности, ибо Сатана, сидящий на некоем подобии трона африканского вождя, и его помощник-трансгендер явно не принадлежат к белой расе, которую они наказывают за совершенные грехи. Похоже, в аду наплевать на современные концепции толерантности. Там добиваются совсем иных целей. Хотя исторические рифмы всегда, что называется, под рукой.

Тема неотвратимости наказания преступника - вовсе не атрибут полицейских фильмов, советских или американских. Она изначально присуща любому человеческому сообществу. Религии, признающие Ветхий Завет в качестве сакральной Книги, разворачивают идею виновности человека и человечества по-разному, но она неизменно требует искупления - не только в добродетельной жизни, но в молитве и покаянии. Однако искушение безгрешностью, святостью - это тяжелейший грех, который подстерегает любого человека. Возможность спасения всех грешников, включая падших ангелов, тема тысячелетней дискуссии в христианстве. Учение о всеобщем спасении - Апокатастасис - обсуждалось со времен Климента Александрийского (ок. 150 г. - ок. 215 г.), возглавлявшего Александрийскую богословскую школу. Примечательно, что в отличие от его ученика Оригена, обвиненного в опасной ереси на Пятом Вселенском соборе в 553 году, Климента сохранили в лоне церкви. Как и надежду на то, что спасение возможно для каждого.

Пушкинский музей объявил планы на 2022 год

Не исключено, что желание придать зримые очертания тайному, не поддающемуся земному видению, само по себе небезупречно с высшей точки зрения. Ад - это не готовый поэтический образ, не метафора инобытия. Но человеку изначально свойственно желание заглянуть в неведомое, приспособить сакральное к земному, сделать неизвестное подобием известного. Стремление одомашнить ужасное, проговорить непроговариваемое. Сам акт творчества, проникающий в преисподнюю, создающий образы Ада, - это попытка преодолеть кошмар неизвестности, ужас неопределенности.

Тема неотвратимости наказания преступника - вовсе не атрибут полицейских фильмов

На этом пути неизбежно подстерегает экзистенциальная опасность. Как писал Ницше в своей работе "По ту сторону добра и зла": "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем". Именно поэтому важнейшая часть работ на выставке в Скудерие дель Квиринале посвящена рукотворному аду. Аду современных городов, живущих в лихорадочном ритме предощущения катастрофы. Аду концлагерей, где погибают невинные души.

Способно ли искусство заговорить демонов, живущих в нас самих?

Живопись