Кирилл Евгеньевич, мы общаемся с вами в последние дни 2021 года. Как бы вы охарактеризовали его с точки зрения сближения Беларуси и России в рамках Союза? Можно ли считать, что он войдет в летопись Союзного государства?
Кирилл Коктыш: Думаю, можно и так сказать. Ведь именно в этом году произошла весьма знаменательная вещь: выяснилось, что стратегические интересы наших государств - наиболее существенны, и они у Беларуси и России совпадают. Другими словами, в приоритете сегодня - обеспечение безопасности Союзного государства. И эта проблема успешно начала решаться. Во-вторых, многие наконец осознали значимость информационных технологий, которые могут быть активно использованы в рамках разгоревшейся в мире информационной войны. То есть высшее руководство Союзного государства продемонстрировало способность отвечать на новые вызовы и находить адекватные ответы.
Вы сказали информационная война. Думаю, многие российские и белорусские политики вас поддержали бы в том смысле, что надо быть во всеоружии против недругов интеграции. Впервые на недавнем Высшем Госсовете Союзного государства встал вопрос об усилении информационного сопровождения строительства Союзного государства. Предложено даже в сжатые сроки создать медиахолдинг союзных СМИ...
Кирилл Коктыш: Это неплохая идея. Информационный холдинг безусловно нужен. Идеология Союзного государства понятна, и мы сегодня признаем приоритет интересов общества над интересами индивидов, то есть база, которая будет лежать в основе нашего строительства, создана. Вспомним ситуацию 2020-го и отчасти 2021 года, когда в информационном пространстве, например Беларуси, доминировали исключительно иностранные СМИ. И это оказалось абсолютно для нас провальной практикой. Но урок оказался крайне поучительным. Теперь многое поменялось. Думаю, центром такого холдинга логично сделать Минск.
Пару недель назад в Минске прошла сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Создается ощущение, что политический вес этого органа серьезно возрастает...
Кирилл Коктыш: Пока мы концентрируемся на строительстве экономического фундамента Союза, для этого достаточно существующей структуры Секретариата СГ. Но при этом мы вплотную подошли и к формулированию общих ценностей Союзного государства, они основаны на общем понимании справедливости. Для облечения этих ценностей в нормы и правила - когда до этого дойдет - как раз и потребуется Парламентское Собрание. Правда, ясности, менять ли существующий порядок его формирования или оставлять как есть, сегодня явно нет.
И все-таки где центр принятия решений в Союзном государстве?
Кирилл Коктыш: Это Высший Госсовет, в этом смысле на протяжении всего срока существования Союзного государства ничего не менялось. И те 28 "дорожных карт", которые сейчас приняты, они нацелены вовсе не на создание некоего нового центра принятия решений, они просто создают механизмы согласования, и это, кстати, крайне важно. Ведь до этого любой вопрос - маленький, большой - мог быть разрешен, только если он выносился на самый верх - на Высший Госсовет. Это приводило к политизации любого спора, что отнюдь не придавало устойчивости Союзному государству. С созданием же новых механизмов такая политизация всего и вся, надеемся, уйдет в прошлое, и вопросы можно будет решать, не поднимаясь на самый верх.
В последнее время появляется много экспертных предложений. В частности, предлагается ввести гражданство Союзного государства, которое при этом не отменяет гражданство каждой из стран ("ID карта"). Насколько это осуществимо?
Кирилл Коктыш: Это возможно. Но сразу возникает вопрос: а если сделать проще - уравнять уже существующие паспорта? В чем тут проблема? Зачем нам множить количество документов? Ведь права для граждан обоих государств юридически одинаковы, возможности белорусов в России и россиян в Беларуси практически равноценны, так почему бы и паспорта на взаимной основе не признать внутрисоюзным документом?
Об экономике. Одно из экспертных предложений - рассмотреть введение электронной валюты как переходного этапа к единой валюте в рамках Союзного государства или ЕАЭС. Это реально сделать?
Кирилл Коктыш: Вот это очень интересно и, думаю, крайне важно. Электронная или даже криптовалюта - достаточно удобная вещь и для Беларуси, и для России уже по той причине, что это явный способ ухода из-под большинства финансовых санкций и шаг к формированию собственного финансового суверенитета. Да, тут критична государственная монополия и контроль, но и российское, и белорусское государства достаточно сильны.
Многие проекты Союзного государства направлены на молодежь. Но это крайне сложная возрастная категория. Как "зайти" на их территорию?
Кирилл Коктыш: Молодежь сегодня более прагматична, нежели ранее, - пока далекие цели находятся в процессе определения, разумно ориентироваться на близкие бонусы и возможности. Так, до сих пор для белорусов, решивших получить высшее образование за границей, куда проще и дешевле было это сделать в Польше, нежели в России. Более того, еще в 2020 году белорусский студент, обучающийся в Варшаве, теоретически мог приобрести ипотеку даже на более выгодных условиях, чем сами поляки. Понятно, что получившие в Польше образование молодые люди если и возвращались домой, то смотрели на мир как бы через польские идеологические очки. Сейчас ситуация, слава богу, меняется, по крайней мере заметно стремление к изменению такого положения дел. Я не знаю, что планируется на высшем уровне, но на практике я вижу, как начинают функционировать соответствующие программы для белорусских студентов в России. Хотелось бы только, чтобы масштаб этой работы был значительно объемнее. Вот хотя бы взять Союзное государство - медицина и факультеты образования не входят в его компетенцию. На вопрос: почему? - нет ответа.
Кирилл Евгеньевич, чего нам ждать в 2022 году? Каков ваш прогноз для Союзного государства?
Кирилл Коктыш: Думаю, будут идти интенсивные процессы формирования новой реальности. Прежде всего они будут проходить в Беларуси. И в России это прекрасно понимают. Принятые 28 "дорожных карт" в основном касаются экономики, и это понятный месседж. Но Беларусь подходит и к созданию новой идеологии, а некоторые шаги могут оказаться революционными для постсоветского пространства. Так, в Беларуси сегодня полностью закрыты западные НПО, вернее, НГО, всех стран, которые декларировали в качестве цели своей политики смену режима в Беларуси, и это интересный опыт, на него внимательно смотрят.
Кроме того, снят вопрос с системой ценностей гуманизма и человечности: после того как соседняя Польша продемонстрировала образцы жестокости в рамках мигрантского кризиса, при этом назвав свои действия "защитой европейских ценностей", у белорусов начался процесс утраты иллюзий в отношении Европы. Начался и процесс актуализации своих корней - в частности, белорусы вспомнили, что в годы Великой Отечественной войны они были единственными в Восточной Европе, кто спасал евреев, а не убивал. Причем спасали ценой собственной жизни, в отличие от демонстрировавших совсем иные "ценности" прибалтийских и польских соседей. Другими словами, Беларусь сегодня - на пороге рождения новой идеологии, в которой нет места насаждаемому Западом в рамках уже столетней "доктрины Вильсона" национализму. Грядущая ситуация уникальна и способна запустить важные позитивные процессы в деле формирования общих ценностей Беларуси и России.