21.12.2021 19:59
Экономика

Отечественное теплоснабжение оказалось вписано в экологическую повестку

Центральному отоплению пока не видно достойной замены
Текст:  Наталья Решетникова
Российская газета - Спецвыпуск: Энергетика №290 (8641)
Системой централизованного теплоснабжения пользуется две трети населения страны. Но насколько эта система, созданная еще в советский период, соответствует современным условиям и перспективам развития отрасли?
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Ответы на этот вопрос дали участники круглого стола "Будущее инфраструктуры централизованного теплоснабжения России", который состоялся в рамках Российской энергетической недели.

Добычу трудноизвлекаемой нефти облегчат цифровые технологии

Государство, по словам заместителя министра энергетики РФ Петра Бобылева, исходит из того, что теплоснабжение является бизнесом, но бизнесом социально ориентированным, определяющим качество жизни россиян, и это "никогда никуда не денется". Социальная нагрузка теплоснабжения касается надежности его системы, качества поставляемой продукции, а также объема расходов граждан на ее оплату. Другими словами, тарифы не должны оказаться неподъемными для населения.

Кроме того, отечественное теплоснабжение в последние годы вышло за рамки производственных задач и оказалось вписанным в мировую экологическую повестку. Россия взяла на себя международные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу, а значительная часть их объема приходится на работающие на угле ТЭЦ. Новая повестка ответственного инвестирования (ESG) и климатическое законодательство, как отметили организаторы дискуссии, подталкивают к созданию надежной и экологичной коммунальной инфраструктуры, а также к модернизации жилищного фонда. Весь этот комплекс задач, уверен замминистра энергетики, можно решить только при централизации теплоснабжения.

"Централизованному теплоснабжению точно быть. Децентрализация систем в теплоснабжении - это точно не наш путь", - резюмировал Петр Бобылев. При этом он допустил возможность использования мини-ТЭЦ и котельных в малых городах. Прежде всего там, где "централизация не окупаема".

Развитие коммунальной инфраструктуры должно вписываться в климатическую повестку дня

На целесообразность сохранения разных подходов указал и вице-президент компании "Фортум" Парвиз Абдушукуров. По его словам, было бы неправильным диктовать требования централизации теплоснабжения по всей России. Необходимо учитывать географические и климатические условия отдельных населенных пунктов, численность и плотность населения, особенно в восточной части страны.

Гендиректор "Сибирской генерирующей компании" (СГК) Герман Мустафин, в свою очередь, обратил внимание на тот вклад, который привносят модернизированные, оснащенные современным очистным оборудованием ТЭЦ в снижение вредных выбросов. Эти станции позволяют замещать малые "грязные" котельные. По подсчетам гендиректора, в регионе своей деятельности СГК за все время работы заместила 1800 гигакалорий установленной мощности.

Тем не менее в Новосибирске остается около 250 малых котельных, а в Красноярске помимо таких объектов еще и 17 тысяч домов с печным отоплением. Как констатировал старший аналитик московской школы управления "Сколково" Юрий Мельников, приоритет, безусловно, должен быть отдан централизации. Но, к сожалению, не везде это происходит, и малые котельные строятся до сих пор.

50 процентов занимает теплоснабжение в платежке домохозяйства за ЖКУ

Власть на местах и крупные компании, работающие на рынке тепловой энергетики, связывают развитие оставшихся со времен СССР систем теплоснабжения с дальнейшим вовлечением в отрасль частного бизнеса. Основными инструментами здесь были названы создание ценовых зон (так называемый метод альтернативной котельной) и заключение концессионных соглашений. Такие правовые формы обеспечивают масштабное инвестирование со стороны частного бизнеса в модернизацию генерирующих мощностей и сетей. По словам одного из участников круглого стола, до появления этих механизмов степень недоверия между частными компаниями и муниципальными властями была настолько велика, что это делало фактически невозможными серьезные инвестиции в отрасль. Теперь ситуация изменилась.

"Собственники компаний готовы кредитоваться, привлекать свои средства, и мы говорим о сумме в 20-25 миллиардов рублей на город. Дайте три-пять лет, когда первые результаты этой работы будут представлены. Я думаю, что это простимулирует муниципальные образования и субъекты Федерации более активно идти в эту сферу", - отметил Петр Бобылев.

Наблюдения представителя Минэнерго России подтвердили руководители крупных участников теплоэнергетического рынка. Как сообщил председатель правления, гендиректор "Т Плюс" Андрей Вагнер, компания в 15 городах работает на условиях ценовой зоны. Еще в 17 муниципалитетах заключены концессионные соглашения. Все эти проекты предполагают инвестиции в сумме почти 200 миллиардов рублей. В перспективе же компания предполагает использовать механизм ценовой зоны в 30-32 городах.

Противостояние "черной" и "зеленой" генераций сходит на нет

Топ-менеджеры теплоэнергетических компаний считают, что для активной модернизации отрасли необходимо более масштабное участие со стороны государства. Например, прозвучала идея о таком государственном софинансировании в централизованное теплоснабжение малых городов, которое позволило бы довести сроки окупаемости проекта для частного инвестора до семи-десяти лет.

Кроме того, представители бизнеса предложили создать стратегию развития тепловой энергетики, прописав в ней конкретные сроки и цифровые показатели. "Революционных подходов предлагать не будем. А эволюционные - будем", - ответил на это Петр Бобылев, добавив, что энергетическая стратегия РФ в ближайшее время будет актуализирована.

ЖКХ Энергетика Новосибирская область Красноярский край Сибирь Восточная Сибирь