Накануне концерта музыкант ответил на вопросы "РГ".
Программа вашего концерта не удивила бы держателя абонементов, скажем, Берлинской филармонии, но не типична для российской афиши. Эрсана и Мартена у нас почти не знают. Но и Бетховен с не слишком часто звучащим в России сочинением "Христос на Масличной горе".
Максим Емельянычев: Стиль Филиппа Эрсана представляет собой хороший баланс между актуальной музыкой с современным языком и академической музыкой, понятной большинству слушателей. Его пьесы я чувствую как хорошую психологическую настройку на сложную музыку Франка Мартена с очень серьезными текстами. Эту драматическую музыку я очень люблю, исполнял ее в разных странах. Оратория Бетховена на сюжет из Евангелия - это единственная оратория, которую он написал. По сути, эта программа на два отдельных концерта.
А слушатель сегодня готов воспринимать в таком объеме серьезную музыку?
Максим Емельянычев: Мне кажется, как раз он очень готов слушать, чтобы задавать больше вопросов самому себе и находить больше ответов в искусстве, в музыке. Лично у меня во время пандемии появилось больше времени, чтобы размышлять. К тому же идеи фестивальных программ планируются так, чтобы было проявлено "сочетание вещей". Но для нас на концерте важно добиваться энергетического обмена с публикой. Так получается, что многое, чем я дирижирую, для меня - премьеры, у меня нет каких-то уже сложившихся представлений об этой музыке, нет готовых интерпретаций. Я подхожу к прочтению партитуры с чистого листа, стараюсь не слушать много чужих записей при подготовке, а делать то, что вижу в партитуре. В РНО играет много моих друзей, и мне радостно встретиться с ними. Прежде мы уже делали с духовой группой Мессу Брукнера для духовых и хора.
У вас продолжается контракт с Шотландским камерным оркестром. Он как будто несколько вдали от мейнстрима, в тени от общеевропейского культурного шума?
Максим Емельянычев: Это один из лучших камерных оркестров Европы с большой историей, с ним работали очень хорошие дирижеры, долгое время руководил сэр Чарльз Маккерас. В этом оркестре одними из первых в Европе начали соединять современные и старинные инструменты. То, что сегодня является мэйнстримом во многих современных оркестрах, там начали использовать очень давно. Существуют замечательные записи. Просто камерный оркестр не может состязаться в раскрученности с большими симфоническими коллективами. Но с ними можно заниматься невероятными вещами, фокусировать больше внимания на деталях. Кстати, это один из немногих оркестров в Англии, где осталось понятие полноценной репетиционной недели.
Как часто вы должны с ними выступать?
Максим Емельянычев: Я делаю несколько программ в год и очень рад там бывать. Заканчивается мой третий сезон работы с этим оркестром, но мой контракт будет продлен. К сожалению, два предыдущих сезона пришлись на период локдаунов, и мы не так много смогли сделать вместе. Старались записываться, делать онлайн-трансляции. В Шотландии ограничения были очень серьезные. В России почти все это время музыканты имели возможность, пусть и при неполной заполняемости залов, но все же выступать на сцене для публики. А в Шотландии полтора года не было концертов с публикой. Надеюсь, сейчас мы возвращаемся к нормальной жизни.
А от российских оркестров вам не поступало предложений о сотрудничестве?
Максим Емельянычев: Пока нет, но я доволен тем, что происходит, у меня есть возможность играть в России, в том числе, каждый сезон в Москве, у меня есть проекты с выдающимися коллективами, тесные отношения связывают меня с оркестром Musica viva, с Молодежным оркестром - детищем Московской филармонии, одним из лучших оркестров России сегодня, на мой взгляд. Приятно исполнять музыку с музыкантами, у которых горят глаза и которым интересно репетировать.
Справка "РГ"
Максим Емельянычев - дирижер, исполнитель на хаммерклавире, клавесине, органе, кларнете, фортепиано. Родился в Дзержинске Нижегородской области в семье музыкантов. Окончил Московскую консерваторию (класс Геннадия Рождественского). Лауреат международных конкурсов. Главный дирижер Шотландского камерного оркестра и барочного оркестра Il Pomo d"Oro. Conductor in residence Международного фестиваля вокальной музыки "Опера Априори". Дважды номинировался на Grammy.