28.12.2021 15:00
Культура

Инга Оболдина сыграла у Сергея Газарова в спектакле о женском счастье

Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №1 (8650)
Пьеса Родиона Овчинникова "30-е мая", кажется, беспроигрышный вариант успеха для любого театра: рассчитанная на трех актрис неюного возраста, она рассказывает нам о том, что так хорошо знакомо большей части публики. О женских посиделках, где можно откровенно, без мужей и детей, поговорить о главном: о любви, о несостоявшемся счастье, об уходящей молодости…
/ Вера Юрокина/ пресс-служба "Прогресс-сцены"
Читать на сайте RG.RU

Но драматург, а вслед за ним и режиссер спектакля Сергей Газаров, насыщает бытовую историю вторым планом. Подруги раз в полгода собираются на свой девичник не просто так: у них есть придуманная игра. Женщины листают отрывной календарь, выбирают в нем какую-нибудь дату, а потом по очереди импровизируют тосты на указанные здесь "памятные события". Причем исторические даты должны как-то лично рифмоваться с жизнью тостующей.

В главной роли - закоперщицы всего этого дела Валентины - витальная Инга Оболдина. Она и прикрикнет, и приструнит, и пожалеет-приласкает обиженную, если что-то пойдет не так. Талант актрисы, умеющей быть и до коликов смешной, и трогательно беззащитной проявляется здесь в полную силу. Но не уступают ей и другие артистки ансамбля. Галина (Ольга Кузина) - этакая набожная тихоня, чей прибалтийский акцент только подчеркивает ее "нездешность", однако за этой смиренностью таятся не менее яркие чувства, чем у подруг. Самая шумная и непоседливая - Раиса (Ксения Худоба). Но к середине спектакля становится ясно: ее гиперактивность - это, скорее, маска, скрывающая слабое и беззащитное существо.

Наверное, все эти психологические подробности и хитросплетения отношений были бы интересны и сами по себе: к тому же долгая связь этих трех граций отнюдь не безоблачна, порой их так и хочется назвать "заклятыми подругами". Видимо, только отчаянное внутреннее одиночество заставляет их держаться друг за друга. Но авторы спектакля поверх этой бытовой истории рисуют нам и другую, а именно - исследование вписанности современного человека в контекст мировой культуры.

Казалось бы, ну что интересного может сказать владелица дамского салончика красоты Валентина про гибель Жанны д'Арк или основание университета в Марбурге? Или какое отношение имеет разбитная казачка Раиса к созданию города Хабаровска? Но, если подумать, выяснится - у каждой из присутствующих найдется своя ассоциация, свой бэкграунд на тему и героизма, и просветительства, и истории родной страны.

Вообще вот это соотнесение себя с великими (или невеликими, но чем-то памятными для большой истории) событиями - очень плодотворный ход. Он высвечивает не только характеры, но и мировоззрение, жизненные позиции, мотивации поступков героинь. И становится понятно, почему Галина так рвется усыновить детдомовского ребенка, а бойкая Раиса терпит тирана-мужа, а воинственная учредительница Валентина никак не может наладить теплые отношения с выросшими детьми…

Несмотря на столь невеселые судьбы героинь, новый женский спектакль в "Прогресс-Сцене" получился уморительно смешным. Каждая актерская работа здесь - виртуозна и выразительна. Каждая роль - по-своему главная. А самое важное, что "30-е мая" - тот самый случай, когда зрительский смех сквозь слезы заражает публику оптимизмом и надеждой.

Несмотря на невеселые судьбы, новый женский спектакль в театре "Прогресс Сцена" получился уморительно смешным
Тем временем

Газаров рассказал, что будет с Театром Сатиры

Сергей Газаров, художественный руководитель театра "Прогресс Сцена Армена Джигарханяна", назначенный недавно худруком и Театра Сатиры, объявил о слиянии этих театров и рассказал о творческих планах объединения.

По его словам, такое укрупнение несет много плюсов. Это касается, в частности, создания новых высокотехнологичных спектаклей. Зрительный зал на 1200 мест в Театре Сатиры, основной зал в "Прогресс Сцене Армена Джигарханяна" и две малые сцены ("Чердак Сатиры" на 150 мест и Малая сцена на Спортивной на 88) дают простор для разнообразного репертуара.

Новый худрук отметил, что если кадровые перемены и будут, то произойдут постепенно и безболезненно. Однако директор Театра Сатиры Мамед Агаев уже подал заявление об уходе по собственному желанию. Сергей Газаров выразил сожаление, что театр покидает высокопрофессиональный менеджер, но подчеркнул, что идти наперекор личным планам человека считает неправильным.

Разговор на встрече с труппой шел в основном о переменах в репертуаре. Сергей Газаров считает, что у каждой площадки нового театра должно быть свое лицо, поэтому переносить спектакли из репертуара одного театра в другой неправильно. Но поскольку в 2022-м здание "Прогресс Сцены" на Ломоносовском проспекте закроется на реконструкцию, одну из последних премьер театра "Балалайкин и К" придется адаптировать для сцены Театра Сатиры.

Режиссер Олег Липовецкий вновь сыграет моноспектакль о себе

Среди ближайших планов - драма Лермонтова "Маскарад". Это пластический спектакль в постановке режиссера и хореографа Сергея Землянского, но все партии здесь исполнят драматические артисты. В роли Арбенина - Максим Аверин. Спектакль "Дядя Жорж", основанный на двух пьесах Чехова - "Леший" и "Дядя Ваня", - поставит сам Газаров. В планах - постановка "Голого короля" Шварца.

Но Газаров подчеркивает, что не собирается оккупировать своими постановками все сцены театра. Среди приглашенных режиссеров - Виталий Салтыков, Валерий Саркисов, постановщица из Риги Галина Полищук... Приглашен к сотрудничеству и Николай Коляда, который пишет для театра инсценировку по роману Николая Никонова "Весталка".

В Театре Сатиры будет постановка по книгам его президента Александра Ширвиндта, подчеркнул Газаров. В 2024-м Театр Сатиры отметит 100-летие и 115 лет со дня рождения Валентина Плучека. Эти даты найдут в репертуаре достойное воплощение.

Драматический театр