- 1100-летие принятия ислама в России объединяет два знаковых события, - заявил в Московской Соборной мечети первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) России Дамир Мухетдинов, - фигура российского мусульманского богослова Шигабутдина Марджани и соработничество современного академического знания и веры. Их союз помогает укоренять традиционные ценности благодаря тому, что мы научились слушать и слышать друг друга.
Примером такого соработничества стало издание книги "Распространение и утверждение ислама у ранних булгар и в Vlll-Х веках". Ее основной посыл - уважительная полемика о том, когда ислам пришел в Россию. Книга излагает три версии. Среди татар-мусульман бытует мнение о том, что ислам в Волжскую Булгарию проник в VII-VIII веках. Есть археологические доказательства - "родник Габдрахмана" - одного из сподвижников пророка Мухаммеда, но нет документальных подтверждений принятия веры, поэтому ученые склоняются к тому, что эта версия - легенда. Вторая точка зрения - ислам пришел на Волгу в эпоху Золотой Орды и утвердился в период Казанского ханства. Третья версия - ислам принят Волжской Булгарией в 922 году, чему есть письменные доказательства.
- Легенды никому не мешают, мы же опираемся на научный факт принятия ислама, - говорит член-корреспондент Академии наук Татарстана, заместитель директора Института археологии АН РТ Фаяз Хузин. - Мы установили наличие ислама в Хазарском каганате, который считался иудейским государством.
Ученый акцентировал внимание на разнице между понятиями официальное признание и принятие ислама. Он назвал поспешными утверждения о том, что ислам на Волге был принят раньше XI века. Автор книги "Дербент: Врата к единобожию" Дамир Хайретдинов заметил, что "источников по Булгарии скудно мало, а по Дербенту они открываются только сейчас". Хайретдинов считает, что одновременное исповедание в Дербенте языческих религий, зароастризма, христианства, где была своя епархия, иудаизма и двух ветвей ислама - шиитов и суннитов - "доказанный научный факт, который должен нас учить, как жить в мире и согласии". Он привел пример из древности, который жив сегодня в Джума-мечети Дербента. Там шиитская и суннитская общины совершают обряды в одной Джума-мечети.
Ученые и теологи, продолжив полемику на чтениях, говорили о том, что такой союз науки и веры "дает нам шанс". В частности, "знаниями и культурой упреждать кровавые события, которые случились в братском мусульманском Казахстане".
- То, что наука и вера помогают готовить имамов, которые находят нужные слова и для мигрантов, помогают им чувствовать себя равными с другими верами и людьми - наш шанс уйти от экстремизма и строить мир согласия вер и людей, - заключил первый заместитель главы ДУМ России Дамир Мухетдинов.