16.01.2022 23:30
Экономика

Строительство судов в рамках 2 этапа инвестквот предлагают отдать верфям ДФО

Текст:  Елена Березина Татьяна Карабут
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (8656)
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики предлагает в рамках второго этапа инвестиционных квот на вылов рыбы придерживаться принципа "где ловишь - там и строишь". Ведомство предлагает отдать строительство судов рыбопромыслового флота полностью дальневосточным верфям. Это позволит загрузить работой как минимум шесть верфей ДФО.
Читать на сайте RG.RU

На первом этапе инвестквот только три дальневосточные верфи участвовали в строительстве судов из полутора десятка. Основные заказы пришлись на северо-западные и поволжские верфи. "Но, во-первых, у них уже большой оборонзаказ. Во-вторых, надо развивать и десять верфей ДФО. Из этих десяти пока не все с ходу могут технологически выйти на эти заказы, но, по крайней мере, шесть могут", - пояснил "РГ" министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Минтранс займется мониторингом грузоперевозок в портах

Он отметил, что Арктика и Дальний Восток дают почти весь улов рыбохозяйственного комплекса РФ. Общий объем средств первого этапа программы "квоты в обмен на инвестиции", вырученных бюджетом и вложенных в экономику - в виде новых заказов на рыболовные суда, новых заводов, платы за квоты на аукционах - превышает 400 млрд рублей.

Однако в ходе первого этапа произошла "некая разбалансировка" в типаже судов, которые строились, считает Чекунков. Упор был сделан на супертраулеры. Но это оказалось не совсем эффективно. "Невозможно ходить только с гигантскими автобусами, самолетами и судами. Нужен разнокалиберный флот", - отметил министр. Поэтому на втором этапе необходимо диверсифицировать рыболовный флот и дать мотивацию строить суда меньших размеров. По словам министра, детали второго этапа инвестквот дорабатываются вместе с минсельхозом. "Ожидаем, что финальные решения будут приняты в начале 2022 года. По тем предложениям, которые есть, 20% - выделение новых инвестквот на минтай: 10% на заводы, 10% на суда. По судам будем биться за принцип локализации", - подчеркнул он.

В Росрыболовстве называют принцип "где ловишь - там и строишь" эффективной мерой поддержки дальневосточных регионов, в которых нужно развивать судостроение. Эта инициатива начала реализовываться уже на первом этапе программы инвестквот при строительстве краболовов. "Результат был практически мгновенным. Стапельное расписание верфей Дальнего Востока забито заказами крабодобыдчиков", - утверждают в ведомстве.

Второй этап инвестквот на вылов рыбы позволит создать 4000 рабочих мест

Распространение этого принципа на второй этап программы поможет в решении задач по привлечению инвестиций и развитию рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, уверены в ведомстве. Инициатива будет обсуждаться на ближайших совещаниях по инвестквотам. Также будет учитываться стапельная загрузка дальневосточных верфей и их готовность принимать с 2023 года новые заказы.

Раньше квоты на вылов рыбы в России распределялись по историческому принципу - среди существующих компаний в зависимости от объемов вылова ими рыбы за предыдущий период. В 2017 году 20% всех квот стали направляться на инвестиционные цели: взамен на квоту инвестор обязуется обновить флот и перерабатывающие мощности. Это позволит построить 54 судна и 24 рыбоперерабатывающих завода. Но после сокращения поставок рыбы в Китай (на который приходилось более половины экспорта российской рыбы) стал очевиден дефицит перерабатывающих мощностей внутри страны. Поэтому было объявлено о втором этапе инвестквот.

Новый атомный ледокол "Сибирь" взял курс на Мурманск

В рамках него планируется построить 30 рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, а также восемь крупных рыбоперерабатывающих заводов. Это позволит обеспечить дополнительный доход федерального бюджета около 200 млрд рублей, привлечь около 300 млрд рублей инвестиций, а также создать до 4 тыс. рабочих мест, оценивал ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков. Второй этап инвестквот планируется реализовать только на Дальнем Востоке, поскольку по итогам первого этапа мощности для Северного бассейна будут обновлены на 80%, а для Дальнего Востока лишь на 40%. Для этого предполагается выделить еще 20% инвестквот на Дальнем Востоке для строительства судов и рыбоперерабатывающих заводов. Половину квот отдать под суда, другую - под строительство переработки.

На Дальнем Востоке работают 10 судостроительных верфей, которые официально признаны Регистром в качестве "судостроительного предприятия", причем три из них специализированы исключительно на военном судостроении, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его словам, оставшиеся семь верфей не имеют технических и кадровых (общее количество занятых на них не превышает 10 тысяч человек) возможностей для строительства крупнотоннажных судов. Всего четыре дальневосточных верфи включены в Единую электронную централизованную систему судового комплектующего оборудования. Поэтому на первом этапе - до 2030 года - судостроение на Дальнем Востоке разумно ориентировать на строительство малотоннажного флота и постепенное повышение компетенций в производстве судового оборудования и комплектующих.

Отрасли Водный транспорт ДФО