Как отмечается в исследовании, проведенном социологами из НИУ "Высшая школа экономики" и Российской академии наук, с 2000 года в 5,6 раза (с 14 до 2,5%) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья. В 4,3 раза (с 13,5 до 3,1%) сократился доступ работников к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях. В 2,8 раза (с 44,2 до 15,8%) уменьшилась доля отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счет предприятия.
Более чем в два раза (с 37,7 до 16,6%) стало меньше работников, имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях. Почти в два раза (с 14,4 до 8,1%) стало меньше тех, кто получает компенсацию транспортных расходов. В 1,7 раза (с 14,4 до 8,1%) уменьшилось число сотрудников, имеющих право на бесплатное или льготное питание.
По словам первого заместителя директора Института социологии ФНИСЦ РАН Полины Козыревой, работодатели отказываются от предоставления соцпакета, понимая, что негативных последствий за это не будет. Свободные деньги бизнес готов тратить на повышение профессионального уровня персонала. О практике обучения в своих компаниях исследователям рассказал каждый четвертый-пятый работник.
В то же время наличие соцпакета - одно из главных условий при выборе мест работы. Важным или очень важным для своей трудовой деятельности его считает свыше 73% россиян.
"Зачастую работники, принимая решение о трудоустройстве, обращают внимание на социальные льготы, которые предусмотрены в компании. Ведь многим важнее получить льготный кредит, чем высокую зарплату", - считает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
"Заработная плата и социальный пакет традиционно являются самыми востребованными факторами у соискателей как в России, так и за рубежом. Интересным фактом является то, что, чем выше уровень квалификации сотрудника, тем важнее для него наличие соцпакета у потенциального работодателя. Например, с начала 2020 года HR-маркетологи российских ИТ-компаний разрабатывают программы стимулирования потенциальных сотрудников таким образом, чтоб привлечь в свои организации профессиональных программистов. И несмотря на высокий уровень зарплат - от 250 тыс. до 1 млн рублей - для привлечения сотрудников высокого уровня приходится расширять категории социального пакета", - добавляет кандидат экономических наук, доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова.
А вот исполнительный директор компании интегратора Иван Волин считает, что у работников должен быть выбор - либо соцпакет, либо повышенная зарплата. "Далеко не все хотят страховку в определенном медцентре или скидки на какой-либо спортзал. Поэтому мне кажется адекватным, когда социальные бонусы предполагают выборочный подход: кто-то хочет "забрать деньгами", а кто-то полагается на вкус работодателя", - добавил он.