Напомним, сам термин - "опасное вождение" был внесен в Правила дорожного движения еще в 2016 году. Согласно этому документу водителю запрещается такое вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий. А именно - невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты.
А также несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкого торможения, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствование обгону, если такие действия повлекли создание водителем угрозы гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Но ответственности за такое нарушение пока нет. В проекте нового КоАП изначально предлагалось установить ее в виде штрафа 3 тысячи рублей просто за "опасное вождение". Однако, как сообщил на этом заседании Владимир Кузин, эту норму пересмотрели, немного расширив. Прописали более детально, за что и какое наказание грозит.
Прописывать детально пришлось потому, что формулировка в Правилах требует изменения, а внести поправки в Правила с 1 января прошлого года невозможно. Можно только полностью переиздать этот документ. Именно по этой причине до сих пор не удалось прописать в Правилах и электросамокаты. Поэтому проще сразу закрепить в КоАП, за что конкретно водителя будут привлекать к ответственности.
Также он отметил необходимость внесения изменений в нормы, предусматривающие возможность конфискации за подобные деяния транспортного средства, как орудия правонарушения.
Напомним, что сейчас конфисковать автомобиль, как орудие совершения правонарушения или даже преступления, нельзя. На это указал Верховный суд. Потому что эти нарушения и даже преступления, например, повторная пьянка за рулем - совершаются по неосторожности. То есть без умысла. Поэтому конфискация к автомобилю сейчас неприменима. Орудием преступления он станет только тогда, когда водитель сознательно на нем кого-нибудь собьет.
Кстати, в проекте нового КоАП предусмотрена конфискация машины у собственника в административном порядке, если водитель, которому он доверил управление, дважды попался за рулем этого автомобиля в нетрезвом виде.
Также на этом заседании рабочей группы замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Корнеев рассказал о разработке систем автоматической фиксации опасного вождения. Такие системы у многих экспертов вызывают вопросы.
Так, по словам Владимира Кузина, зафиксировать опасное вождение инспектор может органолептическим методом, то есть просто его увидеть, а потом составить протокол. К тому же каждый патрульный автомобиль оснащен видеорегистратором, запись которого будет служить доказательством такого нарушения. Что же касается автоматической фиксации с помощью камер, то для этого потребуется фиксировать несколько нарушений на довольно протяженном участке дороги. Есть сомнения, что дальности одной камеры хватит. А если задействовать несколько комплексов на протяженном участке, то возникнут другие проблемы. Ведь не просто так ГИБДД перестала выносить постановления по превышению средней скорости. Нарушение характеризуется местом и временем его совершения. При фиксации средней скорости невозможно установить ни то, ни другое. Точно такая же сложность возникнет при выявлении в автоматическом режиме опасного вождения. К тому же разные нарушения могут при выявлении их на протяженном участке оказаться в юрисдикции разных судов.
Впрочем, пока непонятно, какие планы у депутатов. Дожидаться, когда внесут в Госдуму проект нового КоАП или вносить ответственность за опасное вождение в действующий.