Режиссер Евгения Громова не воспроизводит на сцене все хитросплетения трифоновского сюжета, сосредоточившись лишь на судьбе одной семейной пары, которая вместе всю жизнь. Известно же - все несчастливые семьи несчастливы по-своему. И если называть эту семью счастливой - то ведь и счастлива она тоже своеобразно, не как все.
"Мне было интересно, - объясняет Громова. - Как человек анализирует прожитое, как оценивает свои поступки, как пытается себя простить".
Маленькая кухонька буквально в трех шагах от зрительного зала. Да и зала-то нет - публика сидит фактически на сцене. Руку протяни - потертый от времени лазурный гарнитур, холодильник, в углу - пластинки с записями поэтов, читающих свои стихи: Арсений Тарковский, Роберт Рождественский...
"Другая жизнь" - очень откровенная повесть, и зритель сразу считывает послание: на сцене у героев от него тоже нет секретов. Ведь где ведутся самые личные беседы? Конечно, на кухне. А в такой близости к героям зритель - уже не просто наблюдатель, он свидетель происходящего, даже сопереживатель.
Оля (Ольга Лапшина) болезненно переживает смерть мужа. Бессонница, целый рой вопросов в голове - а в чем ее вина, что она сделала не так? В поисках ответов Оля день за днем вспоминает всю совместно прожитую с Сережей (Иван Шабалтас) жизнь.
Как они познакомились? О, Сережа сразил ее своей способностью мгновенно читать слова наоборот. "Портфель!" - кричали друзья. "Лефтроп!" - тут же отвечал Сережа. "Столовая?" - "Яаволотс!"
"Взгляд", поборов волнение, спросила и Оля. "Дялгзв", - был ей ответ. Тут-то все и началось. "Загадочное слово прошило ее как игла. Тут был, может быть, произнесен пароль, определивший жизнь. Никогда нигде не слышанное, не читаное, дикое слово - "дялгзв".
А потом - совместная поездка в Гагры с друзьями, где Сережа будет учить Олю плавать; знакомство с мамой Сережи, которая сразу невзлюбит невестку, а еще и сходу расскажет про какую-то Светлану, которая якобы ждет от ее сына ребенка... Может тут надо было остановиться?
Эта Светлана, конечно же, потом придет к Оле сама, будет убеждать, что Сережа ее не любит. С аргументами. "Он был у меня дважды после того, как вы вернулись с юга". Беременность окажется фикцией, но во встречах Сережа признается. А ведь до свадьбы месяц... Может, надо было сразу все разорвать?
Но Оля не разорвала. Сколько еще было этих женщин? Сколько ситуаций, когда своим необъяснимым поведением, холодностью или двусмысленными ответами Сережа доводил ее до бессонных ночей? Сколько раз она сама ошибалась, зря подозревая его, сколько раз наговорила лишнего?
И все же… "Какая у нас с твоим папой была замечательная жизнь!", - воскликнет однажды. Дочь посмотрит на нее с непониманием. Но ведь жизнь была! И была с любимым человеком - разве это не замечательно? А чем уж была наполнена - да всем понемножку.
У Трифонова в повести множество героев. На сцене никого из них нет. Только Оля и Сережа, только их история любви и иногда такие понятные, а иногда такие сложные отношения - все-таки вместе почти 20 лет.
Они будут плакать, смеяться, злиться друг на друга, пить чай за разговорами, даже станцуют. Будут перемещаться с берега Черного моря на дачу, из рабочего кабинета снова в свою маленькую кухоньку. Сережа будет читать Арсения Тарковского - будто про них стихи: "Ты знаешь, как любовь похожа на угрозу - / Смотри, сейчас вернусь, гляди, убью сейчас! / А небо ежится и держит клен, как розу, - / Пусть жжет еще сильней! - / Почти у самых глаз."
Справка "РГ"
"Другая жизнь" Юрия Трифонова входит в цикл его так называемых городских повестей - историй об обычных людях в житейских ситуациях, за которыми раскрываются сложные этические темы, "скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья".
Ближайшие показы спектакля "Оля + Сережа" - 23 и 25 января, 6 и 23 февраля во Дворце на Яузе. Необходим QR-код.