25.01.2022 11:23
Воронеж

В Воронеже увеличат производство комплектующих для самолета МС-21

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №15 (8663)
Почти 600 самолетов планируют выпустить в стране по программе госзаказа до 2030 года. Это поможет увеличить долю отечественных судов в парке авиакомпаний РФ до 30 процентов, заявил премьер правительства Михаил Мишустин в рамках рабочего визита в Воронеж. Совещание по проблемам гражданского авиастроения он провел на местном заводе, где делают современные самолеты семейства Ил, комплектующие для SSJ 100, Ил-114 и МС-21.
/ Пресс-служба корпорации "Иркут"/ ТАСС
Читать на сайте RG.RU

К слову, на одном из первых образцов МС-21-300 в город прибыла часть высоких московских гостей. Среднемагистральный самолет получил сертификат типа в Росавиации в конце 2021 года, и уже в 2022-м машины этой модели могут поступить в коммерческую эксплуатацию. Первой их получит авиакомпания "Россия".

Мишустин призвал увеличить долю российских самолетов у авиакомпаний до 30%

Чтобы наладить серийное производство, придется увеличить штат нескольких авиазаводов. По словам Мишустина, на предприятия в Иркутске, Ульяновске, Казани и Воронеже нужно дополнительно принять более 25 тысяч высококвалифицированных специалистов. В столице Черноземья по программе МС-21 выпускают мотогондолы и пилоны для двигателей.

Изначально этот лайнер - как в свое время и Sukhoi Superjet 100 - проектировали с прицелом на широкую международную кооперацию. Но несколько лет назад взаимодействие с иностранными поставщиками вынужденно прервалось из-за торговых ограничений. В частности, прекратились поставки композитных материалов для крыла МС-21, напомнил премьер:

- Мы их научились делать сами, и на сегодняшний день то, что делаем мы, по целому ряду параметров лучше зарубежных аналогов, которые использовались до полного импортозамещения.

Теперь, отметил Михаил Мишустин, важно "обеспечить полную технологическую независимость" от использования зарубежных материалов и комплектующих, чтобы исключить производственные сбои из-за недобросовестной конкуренции и задержки при выводе на рынок воздушных судов нового поколения. Он дал поручение Минпромторгу и "Ростеху" провести комплексный анализ возможностей разработчиков и изготовителей, чтобы понимать, насколько они готовы к серийным поставкам компонентов и оборудования для МС-21 и SSJ 100. При этом необходимо иметь в виду не только планы производства, но и нужды системы послепродажного обслуживания.

В столице Черноземья по программе МС-21 выпускают мотогондолы и пилоны для двигателей

Представители нескольких предприятий авиастроения ознакомили премьера с рядом инновационных проектов в области сверхзвуковой пассажирской техники, которые должны кардинально изменить качество полетов.

В ходе совещания было отмечено, что программа государственного заказа на воздушные суда отечественного производства до 2030 года предусматривает поставку 583 самолетов, в том числе для региональных перевозок.

Больной вопрос российской авиации: как предотвратить авиакатастрофы

- На их строительство в трехлетнем бюджете заложено свыше 45,5 миллиарда рублей. Но, конечно, госкорпорации и авиаперевозчики будут расширять авиапарк за счет и собственных, и заемных средств, в том числе привлекать для этого деньги Фонда национального благосостояния, - сообщил Михаил Мишустин. - В течение трех лет они смогут получить из ФНБ до 279 миллиардов рублей. Эти ресурсы будут выделяться по льготной ставке - полтора процента годовых - на срок до 20 лет. Государственный заказ обеспечит ритмичную загрузку предприятий в условиях нестабильного рынка и высокой волатильности (на уровне не менее 50 процентов), поможет значительно снизить расходы за счет роста объемов серийного производства.

В правительстве предполагают, что через пять лет российские заводы смогут выпускать более 100 гражданских самолетов в год. Будет ли такое количество востребовано на рынке? Чиновники рассчитывают, что к 2030-му около трети машин, используемых отечественными авиакомпаниями, будет иметь "гражданство РФ". Есть надежды и на то, что российские самолеты будут продавать и за рубеж.

- Чтобы ускорить работы по их созданию, активно используются механизмы опережающего финансирования гражданского сектора самолетостроения, - подчеркнул премьер. - В декабре прошлого года правительство направило более 60 миллиардов рублей на выполнение программы МС-21 и создание послепродажной системы его обслуживания. Также свыше 44 миллиардов было выделено на разработку перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. В ближайшее время потратим дополнительно около двух миллиардов на реализацию еще двух значимых проектов. Один из них - новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. А второй - региональный Ил-114-300. Он должен заменить устаревшие машины Ан-24 на наших местных авиалиниях.

Серийное производство самолетов МС-21 с российскими двигателями начнется в 2024 году

В программе Ил-114-300 участвует и воронежское предприятие ("ВАСО" - филиал ПАО "Ил"). Однако основную загрузку ему по-прежнему обеспечивают дальнемагистральные широкофюзеляжные пассажирские самолеты. Собственно, в России уже и нет других предприятий, где могут строить такие машины. Сейчас на "ВАСО" работают над сборкой Ил-96-300ПУ (в СМИ его еще называют "самолетом Судного дня") и опытным образцом Ил-96-400М. Первый полет должен произойти до конца 2022 года, сообщил замглавы Минпромторга Олег Бочаров.

- На борту установлено модернизированное радиоэлектронное оборудование. Самолет обладает расширенными возможностями за счет удлинения фюзеляжа и применения конструкторских решений для установки перспективных двигателей. Это позволяет проектировать грузопассажирские версии с учетом роста потребности в гибридных перевозках на трансконтинентальных маршрутах. Более того, мы будем использовать Ил-96 в качестве летающей лаборатории для испытания семейства двигателей ПД-35 тягой от 24 до 50 тонн.

Справка "РГ"

Авиазавод в Воронеже - одно из базовых предприятий самолетостроения в РФ. На предприятии выстроен полный цикл - от заготовительного производства до окончательной сборки, летных испытаний и сервисного обслуживания. В кооперации участвуют более двух тысяч поставщиков, которые изготавливают двигатели, бортовое оборудование, колеса шасси, нормализованные изделия и арматуру, режущий и мерительный инструмент. Ключевые изделия "ВАСО" - дальнемагистральные Илы в различной комплектации. В портфеле заказов на ближайшие годы - десять Ил-96-300 и четыре Ил-114. Также воронежцы выпускают агрегаты для других самолетов, транспортных (Ил-76МД-90А) и гражданских (Ил-114-300, Sukhoi Superjet 100, МС-21). На заводе создается центр специализации по производству мотогондол и пилонов для различных проектов Объединенной авиастроительной корпорации. В штате "ВАСО" около 6400 человек.

Воронеж Центральная Россия