По данным администрации краевой столицы, только в 2021 году в городе демонтировали 200 рекламных конструкций. Это не одноразовая акция, а вполне оформившаяся тенденция: за предыдущую пятилетку с улиц исчезли 1100 билбордов и щитов. Все они стояли незаконно, на многие истек срок разрешительных документов.
Большой чисткой дело не кончилось. Городские власти разработали новую схему размещения рекламных конструкций. Места установки выбирали так, чтобы щиты не портили архитектурный облик города и были безопасными.
Все рекламные места в Ставрополе разбили на 16 лотов. Претенденты на их получение предоставили в конкурсную комиссию свои предложения из двух пунктов. Первый - это сумма, которую предприниматель готов единоразово заплатить в городскую казну за право использовать билборды. Второй - процент социальной рекламы, которую он разместит, если выиграет.
Член конкурсной комиссии - депутат Ставропольской городской думы - Александр Куриленко рассказал, что первый за много лет конкурс проходит вполне честно и открыто, у участников процедура сомнений не вызывает. По итогам заседания оказалось, что основную часть лотов выкупает компания из Краснодара, а остальные - рекламщики из Волгограда.
- Предварительно единоразовые платежи в городскую казну составят где-то 60-70 миллионов рублей - это исходя из тех сумм, которые обозначили участники конкурса, если победители не "слетят", - говорит Куриленко.
Он также рассказал, что ставропольские предприниматели, которые участвовали в аукционе, не имели шансов, так как предложили во много раз меньшие ставки, чем конкуренты из других городов. Следующее заседание конкурсной комиссии состоится в середине февраля. На нем огласят победителей, если у тех будет все нормально с документами.
В "рекламном перевороте" депутат Александр Куриленко видит сплошные плюсы. С одной стороны, на ставропольских улицах стало меньше информационного шума после того, как исчезли старые билборды. С другой - наведение порядка на рынке наружной рекламы наконец вернуло городскому бюджету источник серьезного дохода: кроме одноразового аукционного взноса победители будут ежегодно платить за рекламные места.
- Упущены несколько лет, в течение которых городской бюджет мог бы пополняться. Раньше арендных платежей не было, зато была постоянная война администрации с собственниками щитов, которые не спешили сносить незаконные конструкции. Было бы хорошо, если бы сегодняшние перемены произошли раньше, - отмечает Куриленко.
Однако корни проблемы лежат еще в 90-х. Руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края" Сергей Владимиров говорит, что уже тогда рынок был стихийным, а рекламой завешивали все вокруг. Попытки власти взять ситуацию под контроль особых успехов не принесли: почти полторы тысячи билбордов стояли без всяких аукционов на птичьих правах, поскольку владельцы использовали коррупционные схемы, которые защищали их бизнес.
- Это превратилось в черный рынок. Лоты не разыгрывались, и конкурсы не проводились, так что в любой момент твой щит могли снести. Если ты не будешь правильно направлять финансовые средства, то лишишься источника дохода. Так продолжалось длительное время, - говорит Владимиров.
Депутат Александр Куриленко отмечает, что на старые механизмы рекламного рынка давно обратили внимание в прокуратуре и ФАС, давление со стороны этих ведомств, вероятно, только росло.
Бизнес-омбудсмен в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин заявил, что задумка - правильная, но к ее воплощению есть вопросы.
- Больше десяти лет значительная часть рекламного бизнеса находилась в правовом вакууме. Администрация решила это положение изменить, но теперь у ставропольского бизнеса наружной рекламы нет, так как все лоты выиграли компании из других городов. Налоги они будут платить не в наш бюджет, рабочих мест здесь создавать не будут. По сути, они будут монополистами, а значит, наверняка повысят цену, что повлияет на дела ставропольских предпринимателей. Они могут лишиться наружной рекламы по доступной, адекватной цене, которая вскоре может подрасти до уровня Краснодара, где цены сейчас выше процентов на 40-50, - считает Кузьмин.
По его мнению, местные рекламщики попросту не обладают кошельками нужной толщины, чтобы соперничать с конкурентами из крупных городов. Те предложили за размещение конструкций в три-четыре раза большие суммы. Теперь эти деньги нужно вернуть и окупить вложения.
Также, по мнению Кузьмина, принятые технические правила могут снизить эффективность рекламных конструкций. Например, новые билборды будут меньше, чем старые.
Впрочем, как считает вице-спикер Ставропольской городской думы Геннадий Тищенко, время наружной рекламы в городе вообще уходит.
- На протяжении долгих лет я говорил и продолжаю считать, что сегодня в городе вообще не нужны большие рекламные конструкции. Уходит эпоха наружной рекламы, все переходит в электронный формат. По одному клику можно найти все необходимые товары и услуги, - уверен Тищенко. - То, что мы идем по пути снижения количества щитов - это правильно. Раньше на магистральных улицах их было так много, что люди не видели ни природы, ни архитектуры.
По его мнению, перемены последних лет вытеснили билборды за городские границы, но и там с ними нужно что-то делать. Теперь рекламными конструкциями заставлены подъезды к Ставрополю, что тоже не слишком красиво. Но всерьез об этой проблеме пока никто не задумывался.
Это не первое "рекламное" происшествие в Ставрополе. Так, раньше спор между городской администрацией и бизнесом разгорелся вокруг вывесок на зданиях на проспекте Карла Маркса. Некоторые из них под охраной государства, так как числятся объектами архитектурного наследия. Несколько месяцев назад предприниматели, которые арендуют там помещения, получили постановления с требованием снять с фасадов "незаконные" вывески. Но какие вывески считаются законными, им так и не объяснили. Известно лишь, что заказывать проекты и экспертизы следует у специалистов, аккредитованных в министерстве культуры России. Их услуги стоят сотни тысяч рублей. Более конкретных инструкций пока нет.