16.02.2022 12:10
Санкт-Петербург

Почему в Петербурге собираются поднять штрафы для безбилетников

Текст:  Марина Ледяева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №34 (8682)
Проезд без оплаты в наземном общественном транспорте и метрополитене Северной столицы уже в ближайшем будущем может обойтись гораздо дороже, чем сегодня. Проект постановления правительства города об увеличении штрафов для "зайцев" проходит антикоррупционную экспертизу, он опубликован на сайте Смольного.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае штрафуют на 500 рублей, а в подземке - на тысячу. Предполагается, что после внесения изменений в городской закон об административных правонарушениях сумма штрафа станет единой для всех видов транспорта и достигнет 2,5 тысячи рублей.

Эксперимент с бесконтактной оплатой в транспорте оказался убыточным в ряде городов

Казалось бы, это логично: плату за проезд подняли - вслед за ней повышают и финансовое наказание для тех, кто ее не вносит. Но все не так просто. В Петербурге продолжается "долгоиграющий" эксперимент по переходу на бескондукторную систему оплаты проезда. И возникает вопрос: возможно, повышение штрафов связано с увеличением числа безбилетников?

Однако ни на одном транспортном предприятии корреспонденту "РГ" не подтвердили эту информацию. Такое впечатление, что количество "зайцев" - закрытые данные. Только в пресс-службе метрополитена уточнили, что за проезд у них не платит лишь небольшой процент пассажиров. Но перепрыгивать через турникеты гораздо сложнее, чем просто не достать из кармана "Подорожник" или не подойти к водителю с наличными в автобусе без кондуктора.

Отказ от этих сотрудников как устойчивый тренд транспортники также не подтверждают.

- У нас на бескондукторную систему экспериментально переведено около трети маршрутов, - сообщила представитель ГУП "Горэлектротранс" Дарья Тимофеева. - Это сделано для изучения поведенческой модели пассажиров. Номера этих маршрутов мы публично не освещаем для чистоты статистики, чтобы пассажиры заранее не знали, где нет кондуктора.

У предприятия "Пассажиравтотранс", по его данным, в таком режиме работают только несколько маршрутов с невысокой наполняемостью. Кондукторы останутся на большинстве автобусных линий, сокращать этот персонал не планируется, отметила пресс-секретарь предприятия Татьяна Клепикова.

- Но с развитием технологий и современных систем функциональные обязанности кондукторов, безусловно, будут эволюционировать. Сегодня многие задачи автоматизированы, их выполняет бортовое оборудование, - поясняет сотрудник "Пассажиравтотранса".

Как показывают проверочные рейды, лишь менее десяти процентов пассажиров не оплачивают проезд

Информация по бескондукторным маршрутам и результатам такого эксперимента аккумулируется в городском комитете по транспорту. Там отмечают, что он проходит успешно, петербуржцы проявляют сознательность: как показывают проверочные рейды, лишь менее десяти процентов пассажиров не оплачивают проезд. При этом горожане и гости города, по данным комтранса, считают такую систему оплаты удобной.

Но у нее есть и явные минусы. Один из главных - случаи когда невозможно расплатиться банковской картой, если валидатор дает сбой. Эта проблема касается прежде всего гостей города, у которых нет "Подорожника" или проездных. В итоге они вынуждены выходить из автобуса или ехать "зайцем" поневоле.

Сообщалось, что при переходе на новую модель транспортного обслуживания кондукторы останутся только на самых напряженных направлениях и в центре Петербурга. Но уже сегодня их нет, к примеру, в автобусе N 191, который идет по Невскому проспекту. И у туристов могут возникать трудности. Присутствие кондуктора все-таки сильно повышает вероятность того, что проезд оплатят все пассажиры.

В комментариях к сообщениям о повышении штрафов сами горожане как раз ссылаются на проблемы с валидаторами: "Надо, чтобы они исправно принимали банковские карты и Единые карты петербуржца".

Тем временем

В апреле 2022 года в Петербурге должны появиться билеты с QR-кодами для проезда на общественном транспорте. Их надо будет заранее купить в точке продажи, а затем приложить штрих-кодом к валидатору в салоне. Для этого способа оплаты также важно, чтобы оборудование срабатывало без проблем.

Санкт-Петербург Северо-Запад