Украинские силовики продолжали обстрел территории республики вплоть до начала контрнаступления: с полуночи они успели выпустить по позициям защитников республики и населенным пунктам у линии разграничения более сотни снарядов. Одновременно наступление на карателей начали и военные Луганской Народной Республики.
Утром в Донецке было малолюдно. Машин на дорогах тоже немного. Хотя припаркованного транспорта стало больше. В городе громыхала не только отдаленная канонада, но и трамвай под окнами. Общественный транспорт работает. Днем в городе становится тише. На площади Ленина работает бригада телевизионщиков центрального российского канала. Если не считать их, площадь, являющаяся сердцем города, выглядит примерно так же, как и накануне вечером перед комендантским часом: в будний час здесь практически нет людей.
День продолжается. По телевизору звучат объявления военкоматов о мобилизации. В Донецке снова слышна канонада. На улицах появляются плакаты "Победа будет за нами".
- Россия с нами, Донбасс победит! - радостно кричит на улице Артема пожилой человек.
Женщина утирает слезы от избытка чувств:
- На той стороне все это время не понимали, как это тяжело, когда матери плачут, когда детей хоронят. Сколько у нас здесь погибло народу ни за что, только потому, что мы хотели говорить на своем языке. Спасибо, что нас услышали и помогли, - дончанка крестится.
Получать информацию с передовой сложно с самого утра. Туда не проехать. А связь очень плохая. Приходится довольствоваться обрывочными сведениями.
Корреспондент "РГ" познакомился в Донецке с добровольцем из Сургута. Примечательно, что Эдуард родился на Украине. Называет себя "идейным". Ждет вызова, сидит как на иголках.
- Буду освобождать свою родину, Украину, от бандеровцев. Я родился в 1968 году в Кривом Роге, в микрорайоне Югок. В свидетельстве о рождении написано, что мама и папа украинцы. Я сам считаю себя украинцем. Кстати, в Кривом Роге я какое-то время жил по соседству с семьей Зеленского. Мне было 23 года, а Зеленский - пацан в возрасте 7-8 лет ездил по двору на велике. А вообще мой пра-пра-прадед - один из создателей Запорожской Сечи на острове Хортица. Я ассоциирую себя с казаком древнего рода. И думаю, если в Украине поменяется власть, Россия с Украиной смогут жить в мире и согласии.
Жители Донецка делятся сообщениями и видео в соцсетях.
- Винница. Горит аэродром, где базируются беспилотники Bayraktar. Все, нет беспилотников, которые еще были на земле, - комментирует Эдуард. - А вот, судя по кадрам, горит военный аэродром в Ивано-Франковске.
Под Волновахой ополченцы ДНР окружили подразделение ВСУ, окруженным предоставляют гуманитарный коридор при условии добровольной сдачи оружия. Как сообщил Эдуард Басурин, там же, под Волновахой, сбит беспилотник Bayraktar. Сообщается об отступлении украинских военных. Эдуард Басурин подчеркивает, что гражданскому населению ничего не угрожает.
Между тем в Горловке в результате обстрела со стороны ВСУ погиб мирный житель, еще пять человек ранены.
На протяжении дня в Донецке канонада то стихает, то нарастает вновь.
- Бои сейчас идут по всей линии фронта. Особенно упорные - на южном мариупольском направлении. Идет серьезный бой в районе населенного пункта Николаевская, где при поддержке ВКС РФ была уничтожена воинская часть. Также уничтожен штаб командования сил специальных операций. Мы заняли два населенных пункта в районе Волновахи. Украинские войска в спешке ее покидают. Идет артиллерийская дуэль и артподготовка от Горловки до Донецка. Артиллерия подавляет огневые точки противника. Это может свидетельствовать о том, что можно ожидать наступления на север и запад, - рассказывает ополченец с позывным Варяг, формирующий в Донецке очередное подразделение.
Он предупреждает, что в прифронтовую зону журналистов сейчас не пустят, ни с обычной аккредитацией, ни с военной. Никто не возьмет на себя ответственность за гражданских. Сейчас горячо и слишком много других дел. Ополченцы советуют аккуратнее передвигаться по дорогам на окраинах Донецка и внимательно смотреть на обочины, не игнорировать таблички, предупреждающие о возможном заминировании.
Ситуация меняется стремительно. Узнаю, что военнослужащие 53-й отдельной механизированной бригады ВСУ добровольно сложили оружие и перешли на сторону ДНР.
Военной техники по-прежнему в Донецке нет. Что и неудивительно. Вероятно, она там, где идут бои.
Становится известно, что в Донецке приостанавливается эвакуация. Впрочем, такое ощущение, что вывозить особенно уже некого. Город пуст. Все ушли на фронт. И это правда. На улицах изредка встречаются женщины, пенсионеры, дети. Мужчины возле военкоматов и пунктов отправки ждут своей очереди. Приезжаем на один из таких пунктов. Людей перед входом уже меньше, чем в прошлые дни. Подхожу к водителю автобуса, который развозит мобилизованных. Автобус сняли с маршрута Донецк - Седово.
Тяжело вздыхает проводившая сына мать. Женщина рассказывает, что, когда началась война, ее ребенку было 13 лет. За восемь лет он вырос. Ушел на фронт вместе с однокурсниками- студентами-медиками. Ушел с четвертого курса.
- Пока не знаю, куда, в какую часть и войска меня отправят. Знаю только, что нужно защищать детей, стариков, женщин. И еще точно знаю, что если и погибну, то хоть кого-то с той стороны заберу с собой, - говорит шахтер Андрей.
Сейчас на мобилизационных пунктах Донецка все больше людей, далеких от войны, но не желающих остаться от нее в стороне. Колоритный мужчина с усами чуть растерянно улыбается и переминается в стороне. Григорий - главный балетмейстер ансамбля танца "Юность Донбасса". Ему 50 лет. Записался добровольцем, не дожидаясь повестки.
- У меня в голове пока никак не совмещается искусство и война. Психологически это, конечно, очень сложно. Но это сейчас необходимо. С 2014 года многое повидал. Было попадание в здание, где располагается наш ансамбль. Пострадали склад, оркестровый зал, главное - пострадали люди. Сейчас весь Донецк на фронте и на мобилизационных пунктах. Это касается и нас, и оперного театра, и филармонии, и драмтеатра.
Приходит сообщение, что на фронт ушли мужчины - депутаты Народного совета ДНР, их помощники и сотрудники аппарата парламента мобилизованы в стрелковый полк Народной милиции, всего 85 человек. Другие депутаты тоже уже воюют.
Ситуация в ЛНР после начала военной операции