В обращении говорится, что сейчас для получения права управления автомобилем граждане обязаны пройти соответствующее обучение. В то же время водителей в процессе подготовки сегодня практически не учат способам избежать чрезвычайных ситуаций на дороге.
В то же время в России существуют частные школы экстремального и противоаварийного вождения. Эти курсы пользуются значительной популярностью у россиян, желающих получить дополнительные знания, необходимые для повышения собственной безопасности на дороге. Поэтому автор просит Михаила Черникова оценить целесообразность включения курса противоаварийного вождения в общий курс подготовки граждан, претендующих на получение права управления.
Как рассказала корреспонденту "РГ" президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, сейчас в теоретической части курса контраварийная подготовка есть. В теории изучаются штатные и нештатные ситуации, а также способы выхода из них. В принципе, каждая автошкола может включать в подготовку водителей все что угодно. Вопрос в целесообразности распространения контраварийной подготовки на всех. Когда автошкола обучила человека, полученные знания и умения только начинают превращаться в навык. А контраварийная подготовка требует, чтобы у человека был опыт вождения. И начинать надо хотя бы после 10 тысяч самостоятельно проеханных за рулем километров.
Автошкола, конечно, может включить в свою программу и контраварийную подготовку, и управление на горной дороге, и вождение в ночное время. Все что угодно. Но это стоит денег и требует времени. Все ли кандидаты в водители захотят переплачивать за такие дополнительные предметы?
Директор учебного центра компании "Автодром тренинг" Вячеслав Максимычев также считает, что обучать контраварийной подготовке лучше всего человека, имеющего права и опыт. А не новичка, который еще по сути не научился управлять автомобилем и у которого не сформировалась мышечная память. Это бессмысленно. А вот когда человек получил права, навыки, закрепил их, поездив год, можно говорить о контраварийной подготовке. Как, например, делают в Австрии. Там после обучения водитель получает временные права. Потом он год ездит, а через год проходит контраварийную подготовку на специальном автодроме и получает полноценные права. У нас обсуждалась идея ввести нечто подобное, но одобрения не получила.
Также он отметил, что если водителя без опыта начать обучать контраварийному вождению, это даст совершенно обратный эффект. Не имея закрепленных навыков вождения, такой кандидат нахватается по верхам каких-то приемов, но пользоваться ими не будет уметь. Да и плохо будет представлять, где и когда их надо применять. В результате обязательно попадет в ДТП. Поэтому контраварийной подготовкой занимаются уже с теми водителями, которые имеют опыт управления.
Кроме того, следует напомнить: контраварийной подготовкой нельзя заниматься на дорогах общего пользования. Не подойдут для этих целей и площадки, которые есть у автошкол. Для такой подготовки требуется полноценный автодром, на котором обеспечена безопасность как самого обучающегося, так и окружающих. А таких автодромов у нас в России единицы. И это также будет препятствием при реализации идеи контраварийной подготовки всех кандидатов в водители. Их пока просто негде учить.