Документ разработали в рамках Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года. На начальном этапе ее реализации планируется разработать модель "интеллектуального" пункта пропуска. Ее будут использовать в качестве стандарта при проведении реконструкции, модернизации и строительстве новых пунктов пропуска.
Основой модели должна стать единая цифровая платформа, указывают в минтрансе. Система будет подключена к комплексам потокового сканирования и весогабаритных измерений, системам радиационного контроля и распознавания номеров автомобилей. Платформу планируется интегрировать с базами данных всех контролирующих органов. Отдельные модели предполагается разработать для автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного пунктов пропуска с интеллектуальными системами. Утвердить их минтранс должен будет по согласованию с минсельхозом, ФСБ, Федеральной таможенной службой и Роспотребнадзором.
Внедрение таких систем позволит автоматизировать процессы совершения таможенных и иных операций. Автомобили, которые выполняют "безрисковые" поставки смогут проезжать через пункт пропуска практически без остановки, отмечают в министерстве. Тем самым предполагается повысить пропускную способность пограничных пунктов. Сейчас основным сдерживающим фактором развития таможенных технологий на государственной границе, указывают в минтрансе, является необустроенность пунктов пропуска.
Пока лишь около 15% погранпунктов соответствуют единым типовым требованиям к оснащению пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС. А поскольку финансирование пунктов пропуска ограничено, важно сразу проводить их обустройство, реконструкцию или модернизацию по единым стандартам с максимальной автоматизацией таможенных операций.
Как предполагается новые нормы вступят в силу с 1 января 2025 года. До этого времени потребуется разработать единую информационную систему в пунктах пропуска.
А вот в этом, перевозчики видят основные риски. Уже известны примеры, когда внедряемые информационные системы и электронные услуги вместо упрощения процедуры приводили к возникновению дополнительных сложностей, высказывает опасения один из представителей отрасли. В пример он приводит внедрение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля, которые, по его мнению, стали выписывать несправедливые штрафы.
Также введение системы выдачи электронных разрешений на проезд крупногабаритного транспорта привело к серьезным сбоям. Не все регионы внесли в общую базу свои данные, потому разрешения можно выдавать не на все дороги.