На совете экспертов общественной организации "Проектный офис развития Арктики" говорилось о том, что с людьми в Заполярье нельзя разговаривать "большими цифрами":
- Самое главное - это открытость, а также социальная и экологическая ответственность, - отметил замдиректора департамента развития человеческого капитала Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Николай Ганчихин. - Если инвесторы и органы власти правильно выстраивают эти два момента в своей работе, то мы не видим какого-то сильного противодействия со стороны населения. Наоборот, когда внимание уделяется еще дополнительно (например, детям, когда строятся сады, спортивные клубы, продвигается детский спорт), проект воспринимается позитивно.
Но нередко случается, что детские сады уходят на дальний план или вообще в планах инвестора не фигурируют:
- Люди в регионе часто вообще не видят, что это за проект, почему он региону нужен, - говорит координатор экспертного совета Александр Воротников. - Населению надо объяснять, что и для чего делается. Иначе компании сами рубят сук, на котором сидят. Они думают, что достаточно договориться с властью и инвесторами, но это уже давно не так. Если компания, начиная работу на территории, не объясняет людям, как она будет работать с территорией, для нее это чревато.
Вместе с тем сегодня любой заход бизнеса на малонаселенные территории Арктики, где каждый человек на виду и все друг друга знают, априори воспринимается местными жителями негативно, как вторжение.
С этим недавно столкнулись в Ненецком автономном округе: в НАО сегодня планируют возродить разработку Кумжинского газоконденсатного месторождения. Напомним: в 1980 году на скважине Кумжа-9 во время бурения произошел выброс газа, начался пожар. После этого долгое время месторождение с огромными запасами голубого топлива (они оцениваются приблизительно в 100 миллиардов "кубов") было законсервировано.
Но год назад в НАО заявили о возобновлении работ. От строительства метанолового завода в Индиге компания отказалась, признав этот вариант экономически неэффективным. У инвестора остались два сценария: либо это будет газохимическое предприятие в поселке Красное с отгрузочным терминалом на реке Печоре, либо разработка месторождения и прокладка газопровода с выходом в соседние регионы. Окончательного решения еще нет, его планируется принять в 2022 году. Но задолго до этого жители округа начали выражать беспокойство в социальных сетях.
- В этой части НАО находятся уникальные водно-болотные угодья, вызывает опасения судьба реки Печора, - сказал на встрече эксперт ПОРА Борис Дульнев, отметив, что перед активным "вхождением" на территорию с местным населением нужно более тщательно и в достаточном количестве "проговорить" все эти вопросы.
По мнению градостроительного аналитика Елены Чайки, опасения местных сообществ в Арктике часто связаны с тем, что инвестиционные площадки здесь формируются как изолированные локальные организации: они воспринимаются как инородные объекты, которые не приносят видимой пользы и лишь "выкачивают" ресурсы региона. Поэтому уже на стадии формирования проекта необходимо видение того, что будет происходить после его завершения. Речь идет, в частности, о будущем демонтаже оборудования, рекультивации территорий или же сценариях и механизмах перепрофилирования предприятий.
Тем временем эксперт по проблемам коренных малочисленных народов России Роман Калитин считает, что при реализации инвестпроектов в Арктической зоне необходимо учитывать в комплексе как экологию, так и особенности местных сообществ:
- Местное население понимает важность сохранения своей среды обитания для будущих поколений, поэтому скептически относится к перспективам реализации крупных проектов на территориях своего проживания.
Роман Калитин уверен, что в обсуждение проектов необходимо вовлекать все заинтересованные стороны - в целом это улучшит как социальный, так и бизнес-климат Арктики. Во всяком случае, сделает его не таким ледяным. Тем временем в НАО для того, чтобы выслушать жителей округа, создали даже специальный общественный совет:
- Первое заседание совета состоялось 9 февраля. На тот момент в него вошел 31 человек, а на заседание пришли 26. То есть все-таки интерес к проекту большой, - сообщили представители округа.
О неравнодушии к проекту свидетельствуют и вопросы, заданные северянами: в первую очередь, их претензии касаются отсутствия у компании комплексной оценки воздействия на окружающую среду - по мнению общественников, проект рассматривается пока как "лоскутное одеяло". Есть вопросы к радиационной безопасности Кумжинского месторождения, к безаварийной работе скважины, дабы не допустить новой техногенной аварии, к использованию для кумжинских разработок земель сельхозназначения местного колхоза "Харп".
Не на последнем месте и вопрос социальной ответственности инвестора: власти округа договариваются об участии компании в энергообеспечении сел, на территории которых будет размещено производство, а также о первоочередном предоставлении жителям округа вновь создаваемых при разработке Кумжинского месторождения рабочих мест.
По мнению экспертов, серьезные риски для бизнеса в Арктике возникают и при отсутствии пошагового алгоритма реализации инвестропектов (как для крупных инвесторов, так и для мелких), при недостатке понимания того, как сформировать трек-карту - путь клиента, его проектное сопровождение. При таком раскладе любые изменения, к примеру, в органах власти на местах или в управлении компанией могут негативно повлиять на результат.
Тем временем в арктических регионах сегодня недостаточно "допускают" к развитию своих территорий внутренних инвесторов. По мнению главы общественной организации "Национальное агентство развития предпринимательства" Юлии Алферовой, малый и средний бизнес Заполярья, как правило, готов сотрудничать, но ему нужна уверенность, что решение о реализации проекта принято:
- К сожалению, так случилось, что у нас внешние инвесторы ценятся гораздо больше, чем внутренние, которые уже реализовали проекты. Они готовы запустить вторую линию или другой бизнес, но, набив шишек, разочаровываются и уходят в другой регион. А ведь внутренний инвестор гораздо лояльнее, и у него больше возможностей развивать в регионе свои проекты, - считает эксперт.