- С каждым годом интерес к военно-историческим объектам растет. Даже в пандемию. Только музей-панораму "Прорыв блокады Ленинграда" в прошлом году посетили 270 тысяч человек. Но время диктует свои правила: музеи "старого образца" с их классической подачей материала требуют переформатирования, внедрения новых технологий, интерактива. Только тогда они привлекут как младшее, так и старшее поколение и станут популярны и для семейного просмотра. Чтобы, например, ребята, приехав сюда классом на урок истории, потом рассказали дома, как было интересно, и уже в музей поехали бы семьями, - подчеркнула Ольга Голубева, заместитель председателя комитета по культуре и туризму Ленобласти.
Пример музея нового формата - музей "Дорога жизни" в Осиновце, являющийся филиалом Центрального военно-морского музея. Много лет он был внешне непримечательным маленьким музеем классического образца. Но к 70-летию Победы его преобразили в новый, просторный, самый современный комплекс с большим набором интерактивностей и впечатляющей площадкой на открытом воздухе, на которой представлены корабли, самолет, вооружение и прочие военные объекты, относящиеся ко времени Великой Отечественной.
В единый музейный комплекс, посвященный Ленинградской битве (напомним: боевые действия в Ленобласти закончились только в августе 1944 года), как уточнил Владимир Цой, председатель комитета по сохранению культурного наследия, войдут музеи "Прорыв блокады Ленинграда", "Невский пятачок", "Кобона: Дорога жизни", музейное пространство в деревне Коккорево, а также мемориалы и памятные знаки Зеленого пояса Славы (они были закреплены за разными ведомствами).
Теперь это будет структура с единым управлением, что позволит, во-первых, обеспечить сохранность объектов, грамотно выстраивать информационно-рекламную кампанию, более целесообразно расходовать средства.
Что касается музея в Коккорево, то 9 мая состоится его открытие. Он будет посвящен подвигу всех тех, кто работал на Дороге жизни, и история будет оживать в рассказах о конкретных судьбах советских людей, от регулировщицы и водителя до летчика и зенитчика. Музей займет историческое здание, в котором в годы войны размещался штаб автомобильных перевозок по Ладожскому озеру.
В ближайшее время начнет создаваться музей Ладожской флотилии в Новой Ладоге, тоже в историческом здании, в котором находилось управление флотилией. Будет построено новое здание для музея "Невский пятачок" в Дубровке, так как имеющееся уже не соответствует современным требованиям, о которых говорилось выше.
Как уточнил Денис Пылев, директор музея "Прорыв блокады Ленинграда", разрабатывается интереснейший велосипедный маршрут, проходящий через несколько важнейших точек. Он начнется от музея "Прорыв" и пройдет через Шлиссельбург, далее вдоль Староладожского канала до деревни Липки, затем на Синявинские высоты, потом на "Невский пятачок" и вернется к "Прорыву". Организаторы подсчитали: протяженность маршрута - 42 километра. Марафонская дистанция.
Взят ориентир на новое направление для военно-исторического туризма - доставка туристов до объектов водным транспортом. Для этого нужны современные оборудованные причалы. В Дубровке и около музея "Прорыв" они появились, и здесь смогут швартоваться суда любого формата - хоть яхты, хоть круизные теплоходы.
Самый грандиозный "водный проект" пока только в планах. Это маршрут, соединяющий западный и восточный берега Ладоги, маршрут водной (ледовой) Дороги жизни. Начнется он не от легендарного Осиновца (там мелководье и нет причала), а от упомянутых "Прорыва" или Дубровки, где уже есть причалы. Но конечной точкой станет Кобона (деревня на берегу Ладоги, откуда измученных ленинградцев везли на поездах в глубь страны). Новый причал сможет принимать все виды судов, включая теплоходы и суда на подводных крыльях.
Но пока что с доступностью той же Кобоны - большой вопрос. От Петербурга до Кобоны - 120 километров. Хорошее шоссе есть, прямого общественного транспорта - нет. Областные власти обещают пустить автобус только на летний период, да и то не каждый день. Между тем в Кобоне есть что посмотреть. Это и государственный современный музей "Кобона: Дорога жизни", полностью восстановленный взамен сгоревшего (пожар произошел в 2010 году), и великолепная живая экспозиция военной техники, поднятой со дна Ладоги петербургскими дайверами. По праздничным дням здесь катают на легендарной полуторке, также поднятой со дна. Восстанавливают технику также энтузиасты.
- Военно-историческая тематика очень востребована. Конечно, прежде всего это музеи, посвященные Дороге жизни и обороне Ленинграда. Но есть спрос на другие маршруты, например, по линии Маннергейма. Есть маршруты, на которые едут на джипах, потому что на автомобиле к некоторым объектам не подъехать: дороги в плохом состоянии. Но в этом, возможно, есть своя изюминка. Туристам интересно посмотреть что-то, например те же доты, которые являются труднодоступными и возле которых не увидишь толп экскурсантов, - отмечает Екатерина Чернышева, представитель одной из турфирм.
Представители турбизнеса, сотрудники музеев считают, что для развития военного направления и повышения его привлекательности нужны не только новые интерактивные экспозиции, но и развитие обычной туристической инфраструктуры. Нужны стоянки, кафе, точки, в которых можно получить информацию, а заодно купить что-то на память. Возможно, нужна единая информационная карта, в которую были бы внесены не только существующие государственные и частные музеи, но и другие объекты, связанные с военной историей, и чтобы сведения в карте постоянно пополнялись по мере выявления таких объектов. Например, заброшенные кладбища военной поры, полуразрушенные церкви, чья история напрямую связана с битвой за Ленинград, воссоздаваемые объекты - как, например, реконструкция полевого госпиталя в землянках (поселок Дусьево, воссоздается энтузиастами).