Приостановка конвейера автозавода Ford в Елабуге сюрпризом не стала. В 2019 году Ford внезапно отказался от производства и сбыта легковых автомобилей, которые пользовались в РФ спросом. Совместно с компанией "Соллерс" в Ford сосредоточились на сегменте легких коммерческих автомобилей, где у них есть высоколокализованные фургоны и микроавтобусы Transit.
"В последние годы Ford значительно свернул свои операции в России, которые теперь сосредоточены через миноритарную долю в совместном предприятии Sollers Ford. Учитывая ситуацию, сегодня мы проинформировали наших партнеров по СП о том, что мы приостанавливаем нашу деятельность в России с немедленным вступлением в силу до дальнейшего уведомления", - заявили в компании. В итоге с 3 марта рабочие предприятия в Татарстане уходят в простой. Как долго он продлится, в СП "Соллерс Форд" не знают.
Примерно та же ситуация с производством BMW на "Автоторе" в Калининграде. Немцы заявили, что "в связи с текущей геополитической ситуацией BMW Group приостанавливает поставки на российский рынок, а также локальное производство автомобилей", а все дальнейшие решения пообещали принимать исходя из обстоятельств. Остановили конвейер и на калужском заводе грузовиков Volvo. Что касается Mazda, которая выпускает машины и двигатели совместно с "Соллерсом" во Владивостоке, - то речь идет о приостановке поставок комплектующих. И пока на предприятии есть определенный запас деталей.
"Ford Transit был одной из самых востребованных моделей у представителей российского бизнеса. Но если этот автомобиль могут заменить отечественные "Газели" и "Соболи", то нишу BMW вряд ли сможет занять какой-либо бренд", - говорит независимый транспортный эксперт Алексей Тузов.
"Сейчас находимся в диалоге со всеми производителями, уточняем их планы и следим за заявлениями участников автомобильной отрасли. Одновременно ведем работу по актуализации мер поддержки отраслей промышленности, в том числе автомобилестроения. Будем информировать о них по мере принятия решений", - сообщили "РГ" в минпромторге.
Эксперты ожидают, что спрос сместится в сторону китайских, корейских и российских автомобилей. "За долю на российском рынке продолжат биться корейцы, французы и Toyota. Возможно, Volkswagen. Но не исключен и печальный сценарий, при котором россияне смогут официально покупать только корейские и китайские автомобили", - отмечает автор Telegram-канала "Автотелеграм" Дмитрий Баринов.
В то же время, по мнению Алексея Тузова, есть риски остановки поставок авто и из Кореи, несмотря на то, что ее экспорт на 40,6% ориентирован на Россию.