Как следует из разъяснений минпромторга, мера направлена на снижение негативных последствий для работы крупнейших российских автопроизводителей в условиях санкций. Она сохранит оборотные средства системообразующих автопроизводителей, являющихся крупнейшими работодателями, "в том числе для обеспечения своевременной выплаты зарплаты сотрудникам, выплат по иным платежам, а также осуществления опережающей закупки комплектующих, отмечают в ведомстве.
Утильсбор введен в 2012 году как компенсация снижения пошлин после вступления России в ВТО. Сначала его платили только импортеры, а с 2014 года он стал взиматься и с российских автопроизводителей. Ставки утильсбора неоднократно повышались. Так, в I квартале 2021 года ставка на новые и подержанные автомобили увеличилась на 25%, а на спецтехнику - в три и более раз.
Отсрочка уплаты утильсбора - одна из мер, призванных поддержать отечественных автопроизводителей. Ранее в минпромторге не исключили возможности возникновения временных проблем в автомобильной отрасли. Так, АвтоВАЗ уже объявил, что с 5 марта приостанавливает производство автомобилей на заводах в Тольятти и Ижевске на четыре дня из-за проблем с поставками электронных компонентов. "Российские автопроизводители являются частью мировой автомобильной промышленности. В связи со сложившейся в мире обстановкой могут возникать логистические сложности, которые носят объективный и временный характер", - отметили в министерстве.
За неделю несколько иностранных автопроизводителей объявили о приостановке поставок автомобилей в РФ. В частности, среди них Toyota, Skoda. Остановили производство в РФ и прекратили поставки Volkswagen и Volvo. О таких намерениях заявили BMW и Renault. При этом Южная Корея, скорее всего, поставки своих автомобилей в Россию продолжит. Не собираются пока уходить и другие бренды. Так, о намерении продолжить работу с коррективами заявили в Suzuki. В штатном режиме действует и Mitsubishi.