17.03.2022 07:36
Власть

Какие изменения ждут российскую рыбную отрасль

Текст:  Анна Бондаренко
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №57 (8705)
В ближайшие дни общественный совет при Росрыболовстве на внеочередном заседании обсудит меры поддержки рыбохозяйственного комплекса России. Одна из главных проблем, которые сейчас волнуют рыбаков, - сроки и условия второго этапа инвестиционных квот. Появились предложения в связи со сложившейся ситуацией вообще свернуть программу.
/ Юрий Смитюк/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Главной проблемой первого этапа стало затягивание сроков строительства судов под инвестквоты. В начале года на совещании в Росрыболовстве глава "Объединенной судостроительной корпорации" Алексей Рахманов заявил, что верфи не готовы приступать к строительству новых судов в 2022-2023 годах, а возможности ОСК ограничены. Сейчас в проекте заняты шесть заводов, на них в разной степени готовности находятся 33 судна. По строящемуся флоту отставание от графика составляет от полугода до двух лет. Глава корпорации предложил увеличить сроки строительства судов с пяти до семи лет.

Росрыболовство в такой ситуации считает уместным отменить штрафы за возможные срывы сроков реализации инвестпроектов. Предложение поддержала курирующая отрасль вице-премьер российского правительства Виктория Абрамченко.

- На наших глазах перестраиваются бизнес-цепочки. Нужно время для поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих. Это касается и судостроителей. В текущей ситуации надо поддержать бизнес и направить усилия на сохранение объемов производства готовой продукции и переориентацию рынков сбыта, - пояснила она.

Глава Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов уверен, что ввод второго этапа инвестиционных квот надо остановить, как минимум, по двум причинам.

Рыбаки высказали предложения по проведению второго этапа инвестквот

Во-первых, у небольших и средних компаний, которые не планировали по финансовым причинам участвовать во втором этапе, тогда появится уверенность в завтрашнем дне, они будут понимать, что не лишатся оставшихся квот, например, на краба, и смогут планировать работу. Помимо прочего, это сохранит рабочие места.

Во-вторых, отрасль сможет двигаться дальше только после того как будут построены все заложенные суда, ведь рыбаки брали банковские кредиты, которые им нужно отдавать и, значит, зарабатывать на это средства.

- Больше всего мы волнуемся за поставку комплектующих. Да, суда строятся на российских верфях, но, к сожалению, РФ не выпускает, как не выпускал и СССР, пропульсивные установки: главный двигатель, гребные винты и тому подобное. Их мы закупали за границей - в Германии, Японии, США, - говорит Георгий Мартынов.

В рыбной отрасли перестраиваются бизнес-цепочки. Нужно время для поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих

По словам Олега Зубахина, директора "Восточной верфи", где сейчас строят восемь краболовов, на данный момент отгрузку приостановила только одна, причем российская, компания - поставщик краски.

- На три краболова двигатели уже куплены, по остальным пока информации нет. Прорабатываем варианты замены, альтернатива есть всегда. Возможно, придется вносить корректировки в проект. Но пока мы только прорабатываем варианты при различных сценариях, - сказал он "РГ".

Осенью прошлого года "Восточная верфь" сдала первый краболов - "Охотск", второй, "Аян", спустила на воду и планирует передать заказчику в апреле. Остальные суда находятся в разной степени готовности, их строительство, по словам собеседника "РГ", идет с опережением графика.

На Дальнем Востоке озвучили прогнозы на лососевую путину-2022

Еще один момент, на который обращают внимание в отраслевом сообществе, - будет ли Европа брать российскую рыбу, в том числе переработанное в КНР филе минтая.

Если нет, то надо искать новые рынки сбыта. Георгий Мартынов видит перспективу в странах АТР. Недавно он встречался с представителем Вьетнама, который был заинтересован в поставках.

С ним солидарен председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. Он считает, что у предприятий получится найти новые рынки сбыта и в целом введенные санкции могут открыть новые возможности для рыбаков.

- Все понимают, что задача у нас одна - обеспечить страну рыбой. В этом году камчатским предприятиям предстоит добыть около 1,5 миллиона тонн рыбы. 264 тысячи тонн лососей прогнозируют к вылову на весь Дальний Восток, из них 140 тысяч приходится на Камчатку. Это не такие большие объемы, как были в предыдущие десять лет, но достаточные, чтобы обеспечить жителей России, и Камчатки в том числе, свежей, доступной по цене рыбой. Сейчас, когда иностранные производители уходят с рынков РФ, у нас появляется уникальная возможность выйти на них со своей качественной недорогой продукцией. Наши предприятия начали готовиться к рыбалке задолго до самой путины, - сказал он.

Комментарий

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:

- Сейчас никто не предскажет, как сложится ситуация на мировых рынках, но ценность свежей дикой рыбы высока и будет расти дальше. А роль Дальнего Востока, в частности Камчатки, в обеспечении мирового спроса на эту продукцию настолько велика, а по некоторым продуктам вообще безальтернативна, что я уверен: решения будут максимально взвешенными. Наша рыба своего потребителя найдет. Да, могут быть переделы рынка, изменение логистических цепочек, другие подвижки. Да, в какой-то момент они могут вызвать некоторую турбулентность и у нас, но опасений в фундаментальном смысле нет.

В Магадане прошел фестиваль рыбной ловли
Регионы Камчатский край Приморский край Дальний Восток