По насыщенности этой инфраструктуры Южный Урал сегодня занимает лидирующие позиции, одним из первых в стране принял нормативную базу по предоставлению региональной помощи резидентам. Среди мер - льготные займы, субсидии на развитие, инвестиционный налоговый вычет, а также льготы по уплате региональных и местных налогов. Но есть и нефинансовые инструменты, дополнить которые призван предложенный "пилот" по поддержке существующих и созданию новых кластеров, которые в условиях ограничения внешнеэкономической деятельности становятся важным звеном развития.
Зачастую, поясняют эксперты, крупные компании не знают о возможностях МСБ, разработках, внедряемых на разных территориях. Они привыкли иметь дело с западными партнерами, ведущими агрессивный маркетинг, с которым МСБ было сложно конкурировать. Нужен максимум информации о тех структурах, которые готовы поставлять свою продукцию, способную заменить западные аналоги, чтобы создать новые кооперационные цепочки.
Сегодня индустриальные парки и кластеры Южного Урала включают 126 предприятий, где трудятся более 24 тысяч человек. В их периметре выпускаются изделия для оборонной, машиностроительной, нефтегазовой, топливно-энергетической, текстильной и других отраслей. Это, по словам директора Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России Андрея Шпиленко, уже дает "значимые результаты по импортозамещению, рабочим местам и экономике в целом". Поэтому соответствующие практики могут быть масштабированы и в других регионах, чтобы снизить производственные и технологические риски для ключевых секторов экономики, восстановить производственные связи, пострадавшие из-за запрета поставок в Россию оборудования, комплектующих и технологий, помочь заново связать друг с другом поставщиков и потребителей.
Тем временем
Представители кластеров Челябинской области выступили с рядом инициатив, среди которых увеличение компенсации затрат промышленных компаний на лизинг с 15 до 30 процентов и возможность расплачиваться за предоставленное им государством необходимое оборудование не деньгами, а выпускаемой продукцией, востребованной госкорпорациями и оборонными предприятиями.