Владимир Викторович, сильно ли повлияют зарубежные санкции на три главных источника доходов Камчатки?
Владимир Солодов: При всей неопределенности, которую формируют санкции, мы достаточно уверенно смотрим вперед. Могу сказать: экономика Камчатки от этих санкций в основном не зависит. Сейчас никто не предскажет, как сложится ситуация на мировых рынках, но ценность свежей дикой рыбы высока и будет расти дальше. Роль Камчатки в обеспечении мирового спроса на эту продукцию настолько велика, а по некоторым продуктам вообще безальтернативна, что я уверен: решения будут максимально взвешенными.
При этом важно, что повышается актуальность смежных отраслей.
Возьмем, например, судоремонт. Санкционные ограничения означают, что услуги Республики Корея как основного провайдера в сфере судоремонта будут в большой степени замещаться нашими внутренними резервами. Мы уже начали реализацию масштабного проекта, связанного с созданием судоремонтного кластера на Камчатке.
Вы говорите об идее, которую с декабря прошлого года воплощает рыбопромышленная компания "Норебо Холдинг"?
Владимир Солодов: Именно так. Эта группа компаний выступила инвестором, выкупила площадки. Там, где раньше традиционно были судоремонтные предприятия, а сейчас царит разруха, появится новая верфь. Сделано уже многое. Определены общие контуры проекта, заказан сухой док. Планируемый объем инвестиций составляет порядка 4,5 миллиарда рублей. Появится более 300 рабочих мест. В рамках проекта будет идти строительство и реконструкция морских причалов, создание ремонтной базы.
И это можно говорить про ряд других отраслей. Ведь географическое положение Камчатки не изменилось, грузопотоки через Севморпуть становятся все более актуальными и востребованными.
Еще одна логистическая проблема связана с энергетикой. Не секрет, что не так давно произошла фактическая дегазификация региона - выяснилось, что запасы голубого топлива на полуострове были сильно преувеличены. С тех пор большие надежды связаны с обещаниями (впрочем, достаточно туманными и часто меняющимися) "НОВАТЭКа" обеспечить Камчатку сжиженным газом. На ваш взгляд, каковы перспективы?
Владимир Солодов: Не буду скрывать, пока ситуация неблагоприятная. Об этом я говорю публично, в том числе в докладах руководству страны. И, надо сказать, встречаю понимание. Сейчас больше половины нашего энергетического баланса составляет мазут, а это не только дорого, но и неэкологично. Конечно, нужно переходить на другие источники энергии.
"НОВАТЭК" создает на территории Камчатского края в бухте Бечевинская морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа с газовозов ледового класса на обычные танкеры. Развитие этого хаба дает нам основания надеяться, что и Камчатка не останется без СПГ. Изначально планировалось, что судно-челнок будет доставлять газ с терминала в Бечевинской в Петропавловск-Камчатский. Там появятся причал и комплекс регазификации, через который ресурс с судна будет закачиваться в трубопроводную систему.
Появились препятствия. Они в основном связаны с определением у "НОВАТЭКа" ресурсной базы. Но президент страны в прошлом году в рамках Послания Федеральному Собранию дал поручение газифицировать Камчатку. Поэтому у меня нет фундаментальных сомнений в том, что мы выполним этот проект. Для нас он будет сосредоточен на конструировании, проектировании, подготовке причальной инфраструктуры в столице края. Это достаточно дорогостоящие сооружения, но затраты окупятся: слишком велики расходы, которые мы сейчас несем, оплачивая мазутное топливо.
Не первый раз приезжаю на Камчатку, поэтому могу судить: участок федеральной трассы А-401, который соединяет Петропавловск-Камчатский и Елизово (где находится главный аэропорт полуострова) преобразился…
Владимир Солодов: Да, в прошлом году на этом отрезке мы построили прекрасную четырехполосную дорогу. На ней установили 23 светофора, 1220 опор наружного освещения, 29 остановочных павильонов, оборудовали 15 пешеходных переходов. Может быть, жителей центральных регионов России такой трассой не удивить, но на Камчатке подобных не было никогда. Дорогу спроектировали таким образом в начале 1980-х годов, но затем от нее отказались - слишком затратный проект. И вот спустя 40 лет мы реализовали эти планы. Кроме того, завершено строительство трехсоткилометровой трассы от Петропавловска-Камчатского до Милькова. Все это принципиально расширяет возможности наземного туризма. Движение по маршрутам перестает зависеть от погоды.
Каково положение дел в авиатранспортной сфере?
Владимир Солодов: Несомненно, нам нужно серьезно развивать авиапарк. По вертолетам ситуация чуть лучше: их замена в последние годы все-таки шла планомерно. По самолетам - чуть хуже. Но могу сказать, что внутрирегиональные перелеты на Камчатке уж точно не пострадают от санкций: наш авиапарк составляют российские машины. Это достаточно старый флот, но надежный. Сертификаты летной годности могут подтверждаться по стандартам авиации еще многие годы, катастрофических вызовов здесь я не вижу.
Наш авиапарк обеспечивает все потребности региона, он точно "не встанет" из-за нехватки запчастей или других проблем. А создание дальневосточной единой авиакомпании и ее планы по обновлению воздушного флота позволяют говорить о ритмичности замены авиапарка в будущем. Акцент делается на новые суда, которые российская промышленность готовит к выпуску. Речь идет о таких машинах, как "Байкал", ИЛ-114, МС-21, "Ансат", вертолетах, которые производит завод в приморском Арсеньеве. Линейка достаточно широкая. Поэтому будущее у нашей региональной авиации точно есть.