29.03.2022 13:18
Культура

Ильдар Абдразаков выступит с Юрием Башметом в Москве

Текст:  Наталья Соколова
3 апреля в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт III Зимнего международного фестиваля искусств, бессменный артистический директор которого - Юрий Башмет. В программе концерта - вокальные циклы Бриттена и Шостаковича в исполнении лауреата премии Grammy Ильдара Абдразакова и солиста Большого театра Максима Пастера. За дирижерским пультом сразу двух своих коллективов - камерного ансамбля "Солисты Москвы" и Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" - сам маэстро Юрий Башмет. Этот концерт долгожданный, он должен был состояться 4 февраля. Но в связи с болезнью одного из артистов его пришлось отменить.
/ Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Сочетание в программе Шостаковича и Бриттена не случайно. "Ты большой композитор, а я - маленький", - сказал Бенджамину Бриттену Дмитрий Шостакович. Их знакомство в 1960 году в Лондоне переросло в сердечную дружбу, столь редкую между двумя гениями. Но кажется, что в их жизни и творчестве, при всех различиях, были постоянные пересечения, вызванные общими взглядами на искусство и человека, мир и войну, сохранением веры в добро. "В течение многих лет Ваша работа и жизнь были для меня примером - мужества, честности и человеческой симпатии, - пишет Шостаковичу Бриттен. - Должен сказать, что сейчас нет композитора, который оказал бы на меня такое влияние, как Вы"…

80 лет назад в Москве сыграли Седьмую симфонию Шостаковича

"Сюита на слова Микеланджело" - одно из последних сочинений Дмитрия Шостаковича. Композитора увлекла книга микеланджеловских сонетов в переводах Абрама Эфроса. "Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи; меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт, - писал Шостакович. - И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества". Отобранные Шостаковичем стихи отражают главную линию его творчества последних лет: осмысление жизни - смерть - бессмертие. Вокальная сюита посвящена Ирине Антоновне Шостакович - жене, верному другу и хранителю его наследия.

Вокальный цикл "Озарения" Бенджамина Бриттена, напротив, был пробой пера молодого композитора в этом жанре. Его светлая лирика - дань увлечению поэтическим символизмом и творчеством Артюра Рембо. Год спустя он также обратится к итальянским сонетам Микеланджело, раскрыв его поэтический мир совершенно по-иному, нежели Шостакович - разворачивающаяся трагедия Второй Мировой войны еще не омрачила творческий мир создателя "Военного реквиема". Именно премьера Les Illuninations, прошедшая в 1940 году с триумфальным успехом, открыла композиторское имя Бриттена широкой публике.

Кстати

В программе концерта также Восьмой струнный квартет - одно из известнейших сочинений Шостаковича. Он был написан в 1960 году в Дрездене, где композитор работал над музыкой к фильму "Пять дней, пять ночей", посвященному спасению шедевров Дрезденской картинной галереи. Вид одного из красивейших городов Европы, все еще лежавшего в руинах, вдохновил Шостаковича на скорбный, трагический цикл, обличающий ужасы войны. С другой стороны, квартет наполнен автоцитатами из произведений разных лет (Первая, Пятая, Восьмая и Десятая симфонии, Виолончельный концерт, Фортепианное трио, опера "Леди Макбет мценского уезда", 10 хоровых поэм). Личные переживания и трагическое обобщение пережитого слились в этом сочинении.

Классика