Из Петербурга в Москву
Все спектакли, которые Александринка привезла в Москву, объединяет общая тема - история. Валерий Фокин уточняет: "В разных режиссерских стилистиках, через разные исторические факты мы пытается осмыслить происходящее сегодня. Как национальный театр мы обязаны делать спектакли, раскрывающие историческую линию. Это наша важная просветительская миссия".
Что искренне радует Фокина? Когда зрители включаются в разговор: приходят думать, а не просто развлекаться. "Они чутко реагируют на то, как сегодняшняя ситуация наполняет новыми смыслами ранее поставленные спектакли. Замечают то, что раньше казалось не важным. Театр - это же живое искусство, художественное отражение жизни".
После Москвы Александринский театр поедет на гастроли в Казань, где 2 и 3 апреля покажет "Маузер" и спектакль-концерт Николая Мартона "Вертинский. Русский Пьеро". А в июне в планах Якутск - там же пройдет первый конгресс Ассоциации национальных театров России, которую возглавляет Фокин.
Международные гастроли многих театров на паузе. Зато гастроли в Сербии, надеется худрук, состоятся в сентябре. Кроме того, Александринка собирается вернуться к совместному проекту с Пекинской оперой, приостановленному из-за пандемии. Подытоживая, Фокин добавляет: "Международный коридор культуры ни в коем случае не должен закрываться. Он может быть широким или узким - но, главное, он должен быть".
Из Москвы в Петербург
А в Петербурге МХТ им. Чехова представляет на сцене Александринского театра три своих премьеры сезона. Гастроли начались показами спектакля "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена" Виктора Крамера с Хабенским в главной роли. Во вторник показали трагикомедию "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" с Игорем Верником и Дмитрием Назаровым. 31 марта и 1 апреля зрителей ждет "Сирано де Бержерак" Егора Перегудова.
Для Хабенского эти гастроли - особенные. Он родился, учился, работал в Ленинграде, но впервые приехал сюда со своим коллективом в качестве худрука-директора МХТ. Впрочем, по его словам, каждый приезд сюда - важное испытание: питерский зритель, как лакмус, "проверка на содержание, достойный юмор, уровень и качество". Вот что рассказывал худрук МХТ им. Чехова журналистам в фойе Царской ложи Александринки.
В спектакле "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена" вы и соавтор пьесы, и исполнитель главной роли. Почему - Мюнхгаузен?
Константин Хабенский: Так сошлись звезды. У меня где-то в глубине была история Дон Кихота. В разговорах с Крамером возник Мюнхгаузен - я понял, что в этот сюжет входят все идеи, которые мы вынашивали. Мы предвкушали спектакль, которого еще нет. На благотворительном аукционе (на помощь детям) я продал заранее билеты в две ложи на спектакль, когда его еще не было. Спектакль начал жить до своего рождения. По-мюнхгаузеновски.
Львиную долю пьесы придумал, конечно, Крамер, я поучаствовал в создании сценического решения. История взята из рассказов Распе и биографии героя. Реальный барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен жил в молодости в Петербурге. Род Мюнхгаузенов жив и сейчас. Близок ли мне герой? Без этого образа внутри любому артисту скучно, Мюнхгаузен должен быть в каждом хотя бы частично.
Как появился спектакль "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора"?
Константин Хабенский: История была задумана еще Сергеем Васильевичем Женовачом, режиссер Уланбек Баялиев - его ученик. На мой взгляд, в наше неожиданное время она очень неожиданно сработала. Я наблюдаю от премьеры до сегодняшнего дня, как реагирует зритель, как очень точно попадает в него этот материал - в зрителя с богатой биографией и жизненным опытом.
Вы повезли на гастроли "Сирано де Бержерака", едва закончив репетировать. Рискуете?
Константин Хабенский: Спектакль, конечно же, нуждается в том, чтобы "накататься", "наиграться", но так сложились обстоятельства: показываем, что называется, прямо "из печи". С трепетом наблюдаю, как Юрий Чурсин работает и развивается в роли Сирано. Прогон и премьера, как говорят в Одессе, - это две большие разницы. Очень интересно увидеть, как спектакль "задышит" в Александринке. Он задуман не на злобу дня, а на все времена, с отсылкой на Сирано разных эпох.
Чем вам так дорог МХТ и для чего эти обменные гастроли: вы сюда, Александринка в Москву?
Константин Хабенский: МХТ хорош тем, что у него нет специального направления, специальной глыбы, которую он на себе тащит. Это живое дело, можно ошибаться, радоваться своим успехам. Сегодняшний театр вообще - это театр поиска. Зрителей, драматургии, режиссеров. Честно скажу, стоять на месте мне неинтересно.
А некоторые известные артисты сейчас покидают страну...
Константин Хабенский: Отвечу за себя: я продолжаю работать, остаюсь в профессии и хочу сделать так, чтобы людям, которые рядом, было интересно заниматься нашим делом. Как руководитель театра, я пока учусь, набиваю шишки. Что-то получается, что-то нет, но продолжаю заполнять свою жизнь огромным количеством идей и фантазий, и что-то уже начинает осуществляться. Предлагаю так же жить моим коллегам.