Для начала - что представляет собой вариатор и откуда он взялся. Этот тип трансмиссий появился в 70-е годы прошлого века и применялся в первую очередь на снегоходах, пишет aif.ru. В то время они действительно требовали частого ремонта, с тех пор за ними закрепилась дурная слава.
На автомобили их стали ставить после изобретения цепного металлического ремня, выдерживающего высокие нагрузки долгие годы. В основе работы вариатора лежит изменение передаточного отношения благодаря перемещению шкивов. Это позволяет избавиться от рывков, резких ускорений, как это случается с гидромеханическими автоматами.
Поведение этой трансмиссии очень сильно отличается от других типов: это настораживает многих водителей. Автомобиль ускоряется равномерно, а при увеличении скорости обороты двигателя, бывает, не растут, а даже снижаются. Самый распространенный тип вариатора - клиноременной со шкивами переменного диаметра.
Какие поломки характерны для вариаторов? Часто повреждаются подшипники конусов, причем пробег может быть небольшим. Эту неисправность можно определить по гулу. Причина поломки - загрязнение продуктами износа. Предупредить ее можно, если менять масло каждые 30-50 тысяч километров.
Случается так, что в редукционный клапан регулировки давления масла попадают инородные частицы. Он начинает подвисать, давление смазки получается нестабильным. Ремень вариатора начинает усиленно тереть поверхность, проскальзывать. Температура растет.
Перегрев - характерная для вариатора проблема. Температура смазывающей жидкости растет, датчик передает соответствующий сигнал электронному блоку управления, в итоге трансмиссия переходит в аварийный режим работы.
Есть ли способы продлить жизнь вариатора? При правильной эксплуатации ресурс этой трансмиссии приближается к 150-180 тысяч километров. Но именно в России эта коробка передач требует особого отношения: несколько пробуксовок в снегу или в грязи запросто вызовут повреждения шкивов.
Зимой важно как следует прогреть вариатор перед началом движения. Если масло будет холодным и вязким, ремень начнет царапать поверхность конуса. При росте нагрузки выработка будет увеличиваться очень быстро. Непрогретый вариатор сразу перейдет в аварийный режим работы, потребление топлива вырастет.
Мельчайшие задиры ведут к образованию микроскопической стружки, которая загрязняет смазку. У неаккуратного водителя эти процессы могут начаться уже после 60 тысяч километров.
Правила эксплуатации вариатора довольно просты, но соблюдать их нужно неукоснительно. Как следует прогревать автомобиль зимой, не залезать в грязь и снег, не практиковать резкие разгоны и торможения. Тогда эта трансмиссия будет только радовать автовладельца своим поведением и надежностью.