Михаил Павлович, главное событие во время посещения Саратова Петром Первым в 1722 году - его встреча с ханом Аюкой, после чего калмыцкая конница присоединилась к русским войскам во время похода на Персию. То, что переговоры прошли в Саратове, не случайность?
Михаил Беликов: Здесь нужно начать издалека. Как известно, при царе Федоре Иоанновиче три города - Самара, Царицын и Саратов, были построены как сторожевые крепости, чтобы контролировать торговый путь протяженностью полторы тысячи километров по Волге. Этот торговый путь на Восток имел для государства примерно такое же стратегическое значение и важную роль, как современные нефтепроводы и газопроводы, его нужно было охранять и защищать. Территория от рязанских пределов и до Волги длительное время оставалась ничейной землей, диким полем, здесь "шалили" казаки и кочевники. А за Волгой находились кочевья ногайской орды, которая была в шертных отношениях с Русским государством, ее ханы давали царю присягу. Но мирной жизни это не гарантировало. Ханские родственники, мурзы нападали на торговые караваны, да и сам хан мог стоять за такими разбойничьими действиями.
В первой половине XVI века между Уралом и Волгой появились калмыки, которые пришли из Монголии и постепенно вытеснили отсюда ногайцев. Потомки этого когда-то многочисленного народа сейчас живут на Северном Кавказе.
С калмыками отношения тоже складывались непросто. Сначала с ними были стычки под Саратовом и Самарой, они осаждали Астрахань. Потом и они тоже вошли в шертные отношения с российским государством, дали присягу. Есть челобитные царю от саратовцев с жалобой на калмыков, которые, мол, пригнали лошадей на торг, а сами хулиганят, стрелы в город пускают, жителей грабят и бьют, женский пол насилуют.
Для русского правительства отношения с калмыками были важны, потому что они поставляли лошадей для конницы, гоняли табуны от Царицына в Москву. Одно из ответвлений этой торговой дороги шло через Саратов. На продажу местным жителям калмыки пригоняли коров, овец. Торг первоначально был меновой. Хотя некоторые товары, например оружие, обменивать было нельзя. Многие саратовцы занимались скототорговлей, барышничеством.
В петровское время Саратов был центром дипломатических сношений с калмыцкой ордой, а местные коменданты выполняли роль полномочных представителей правительства, часто жили в ханской ставке.
Насколько достоверно предание о том, что Петр Первый поднялся на Соколовую гору и подарил горожанам все окрестные земли, которые оттуда было видно?
Михаил Беликов: Это, конечно, легенда, документальных подтверждений нет. Она связана с первым приездом Петра в наши края в 1695 году во время первого азовского похода. Хотя в документах нет подробностей, но Петр скорее всего не просто проплыл тогда мимо Саратова. В царском походном журнале указывается, что путь от Курдюма до Саратова по Волге, а это всего 19 километров, занял у него целых шесть часов. Накануне была непогода, и, возможно, оказались повреждены суда и их пришлось чинить. Петр мог сойти на берег и находиться в это время в городе. Саратов был большой и важной крепостью, и Петр, учитывая его характер и любознательность, вряд ли бы пропустил случай здесь осмотреться.
Все это обросло впоследствии легендарными подробностями. Связаны они с тем, что в самом конце XVII века саратовцы действительно обратились к царю с просьбой о предоставлении городу выгонных пастбищ, которая была удовлетворена. Петр направил в Казанский приказ свой указ о выделении Саратову большой территории в почти 400 тысяч десятин земли под выпасы и пашню. Это очень способствовало развитию города. За время правления Петра население здесь увеличилось более чем в два раза.
С чем связана такая царская щедрость?
Михаил Беликов: По-видимому, с важностью города. На всем "низу Волги", так называлась территория от Казани до Астрахани, от Саратова была самая короткая сухопутная дорога в Москву. Поэтому в то время наш город был центром транзитной торговли. Здесь происходила перевалка грузов, как тех, которые привозили по Волге с востока, так и доставлявшихся со всего Поволжья.
Надо отметить, что из Поволжья в столицу везли не только ценную рыбу, соль, но и очень важные сопутствующие товары, например рыбный клей, который шел на изготовление мебели и экспортировался в Европу.
В своей книге вы рассказываете, что для развития Поволжья в царствование Петра большую роль сыграло еще одно событие - строительство царицынской сторожевой линии. Почему?
Михаил Беликов: Благодаря этому оборонительному сооружению прекратились ежегодные набеги крымцев и кубанцев. Здесь стало гораздо безопасней заниматься сельским хозяйством, началось активное освоение территории, помещики моментально расхватали землю, стали переселять крепостных из центральной России.
В книгах историков XIX века можно прочесть красочные подробности пребывания Петра в Саратове со ссылкой на очевидцев. Современные ученые относятся к ним критически. У вас приводится такой пример: женщина, которая, по словам ее сына, рассказывала про встречу Петра, на самом деле родилась уже после смерти царя.
Михаил Беликов: Описывая внешность царя, она говорит, что он выглядел "молодцом", хотя на самом деле царь был уже немолод и сильно нездоров, и что на нем была "венгерка", хотя эту одежду начали носить только в конце XVIII столетия.
А в одной из книг, например, подробно рассказывалось, чем угощали Петра на пиру в Саратове. Однако, как теперь установлено, этот текст позаимствован из описания царской свадьбы одного из предшественников Петра.
Или есть камышинское предание: мол, царю так понравились местные арбузы, что он якобы распорядился устраивать там бахчи. Но на самом деле Петр был в Камышине в июне, когда арбузы еще не созрели.
Нужно всегда отделять легенды от исторических фактов. Хотя, конечно, и в преданиях можно увидеть отголоски каких-то реальных событий.
В апреле планируется установить памятник Петру в новом сквере в историческом центре Саратова. Не все краеведы согласны с этим решением. А ваше мнение какое?
Михаил Беликов: Рад, что на этой территории появился сквер и что на ней ничего не построят. Ведь с этого места открывается единственный ракурс, с которого можно с набережной увидеть Свято-Троицкий собор.
Установка памятника именно там оправдана, но проект, как я считаю, все же должен как-то быть связан с посещением Саратова Петром. Сам я предлагал на этом участке провести реконструкцию, восстановить фрагмент крепостных укреплений. А рядом на месте монастырского кладбища, где были похоронены известные саратовцы: комендант Бошняк, защищавший город от Пугачева, градоначальник петровских времен Беклемишев - установить небольшую часовню.
К сожалению, перспективы сохранения исторического наследия в Саратове у меня оптимизма не вызывают. Рядом с краеведческим музеем два десятка лет разрушается одно из немногих в городе зданий XVIII века, которых по пальцам можно пересчитать, после пожара там провалилась крыша. Вроде как здание в частной собственности и власти не могут ничего сделать.
Пять лет я прожил в Волгограде, который был полностью разрушен во время войны. Там совсем другое отношение: каждый уцелевший дом стремятся сохранить во что бы то ни стало. А у нас памятников вроде бы много, но если не принимать никаких мер, то скоро мало что от нашего наследия останется.
В журнале написали
О подробностях посещения Петром Саратова историки узнали из Походного журнала царя за 1722 год. Там сообщается, что император приехал в Саратов рано утром, встретился с "тамошним управителем" (саратовским комендантом), а затем "был в соборной церкви у обедни". Здесь царя застал посланец хана Аюки. Переговоры прошли на царском корабле. Затем Петр катал хана с его сыном и внуком на буере, а после, переплыв Волгу на полубарже, посетил калмыцкую ставку на левом берегу реки. Походный журнал сообщает, что на свой корабль царь вернулся уже около девяти вечера и сразу отправился в дальнейший путь.
В своей книге "Старый собор и старый город" Михаил Беликов уточняет время строительства саратовской православной святыни - Свято-Троицкого собора, рассказывает, как выглядел собор и какие изменения с ним происходили. Возведение первого каменного храма началось еще в конце XVII века, и сейчас он является самым старым зданием в городе. Кроме того в книге много другого интересного исторического материала, наблюдений и открытий. Например, автор подробно рассказывает об устройстве оборонительных сооружений Саратова. Ссылаясь на надпись на кресте, который хранится в Радищевском музее, и на переписку священнослужителей, краевед выдвинул предположение, кто на самом деле занимал должность коменданта Саратова во время Персидского похода Петра.
Как рассказал Михаил Павлович, недавно были опубликованы новые данные, которые подтвердили его версию. В архивах нашли военные сказки - краткие биографии военнослужащих, которые с их слов записывали во время проводившихся военных смотров. Среди них оказалась и запись, сделанная со слов майора Семена Мечева, где он сообщает о службе комендантом в Саратове с апреля 1721 года.