Сложно было переключиться на большой симфонический оркестр после многолетней работы в камерных коллективах?
Алексей Уткин: Это был мой дебют не только с этим, но и вообще с большим оркестром, поэтому не скрою, что волновался перед тем, как выйти к нему. Мои представления и ожидания были очень осторожными. Симфонический оркестр - огромная махина. Но я рискнул и понял, что то, чем занимался много лет, дало мне очень многое, прежде всего, тщательность подробной работы над всеми деталями. Оркестр сделал свое дело отлично. После концерта я пошутил, что и я вроде бы оркестру не мешал.
Все три сочинения Бахов оказались казанскими премьерами. Насколько тонко оркестр смог усвоить стили барокко и классицизма после привычных им Шостаковича и Чайковского и Рахманинова?
Алексей Уткин: И это прекрасно, что мы смогли показать что-то новое в Казани. Это были три совершенно разных Баха. Иоганн Себастьян в рекламе не нуждается, и достаточно было просто хорошо сыграть написанные ноты с нюансами, обозначенными, композитором. Иоганн Кристиан, на мой взгляд, очень живой, в нем слышится выражение чистой радости и позитива. Самым сложным оказался концерт Филиппа Эммануила Баха - самый изысканный из концертов, он к тому же с органом. "Срастить" орган со струнным составом оркестра непросто, найти правильные темпы, в которых музыка двигалась бы не по слогам, а по фразам.
На каком уровне сегодня находится культура аутентичного исполнительства в России?
Алексей Уткин: Мы сдвинулись с мертвой точки, пусть и с опозданием. Многие исполнители-аутентисты молодого поколения изменили свое отношение к этому стилю, приведя его к более живому человеческому восприятию. У нас есть музыканты, которые играют эту музыку не обязательно на исторических инструментах, но с историческим представлением об этом. Но исторические инструменты пусть не в таком количестве как в Европе, появляются, и это большой скачок. Раньше все было так, что если ты не поступил на основной факультет в Московской консерватории, то идешь на Факультет исторического и современного исполнительского искусства как на запасной аэродром. Но в силу того, что там работают прекрасные педагоги, это направление поднялось на высоту. В России есть оркестры, которые работают в этом стиле, многие музыканты живут и работают в Европе, занимая хорошие позиции.
Вы продолжаете карьеру и как солист, "золотой гобой России"?
Алексей Уткин: Я продолжаю играть на гобое, это для меня тоже очень важная сторона моей деятельности. И преподаванием тоже занимаюсь, я давно преподаю в консерватории, мои ребята работают сегодня в разных оркестрах и в России, и за рубежом. Гобой не забываю.
Индустрия академической музыки выживет в России после экстремально жестких санкций, учитывая, к примеру, что духовые инструменты нуждаются в постоянной замене тростей?
Алексей Уткин: Наверное, выживет, но музыка не должна иметь границ. Музыкант, который прикован цепью к чему-то или кому-то, не может чувствовать себя свободным ни в творчестве, ни в общении, ни в информации. Можете себе представить, если прекратит существование YouTube, как мы будем узнавать о новых молодых исполнителях, о новых проектах? Это все в обособлении абсолютно обречено. Но будем надеяться на лучшее. Вроде бы у нас попытались делать инструменты в каком-то более-менее приличном количестве, но ведь и они завязаны на составляющие, которые привозят из-за рубежа. Тот же камыш, из которого делаются наши трости - расходный материал тоже откуда-то приезжает. В Азербайджане когда-то произрастало что-то, может быть, они договорятся с Карабахом и будут выращивать камыш. Но до сих пор их привозили из Франции, Испании. У Гайдна в капелле князя Эстерхази тоже были проблемы с тростями, и одну трость могли перепродавать по объявлению, которое гласило, что "она недолго, всего полгода игранная". Но это было в XVIII веке. Надеюсь, мы все-таки будем жить в XXI веке.
Справка "РГ"
Алексей Уткин окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. В его репертуаре музыка от Баха до Пендерецкого. В послужном списке музыканта -выступления на лучших сценах мира, среди которых Карнеги-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Академия Санта Чечилия (Рим), Театр Елисейских полей (Париж), Геркулес-холл (Мюнхен). Играет на уникальном гобое фирмы F. LORÉE, специально изготовленном прославленным мастером, владельцем фирмы Алан де Гурдон. В 2000 году Алексей Уткин организовал и возглавил Московский камерный оркестр "Эрмитаж", с которым успешно выступал в течение последних десяти лет в лучших российских и зарубежных залах.