Этот почетный титул был присвоен четырем подводным лодкам Северного флота - Д-3, К-22, М-171 и М-174. В Балтфлоте гвардейскими кораблями стали именовать эскадренный миноносец "Стойкий", минный заградитель "Марти" и тральщик Т-205 "Гафель". А в Черноморском в морскую гвардию был включен крейсер "Красный Кавказ".
Чтобы понять за какие заслуги названные экипажи удостоились почетного звания, есть смысл вкратце рассказать о каждом судне отдельно.
Подводная лодка Д-3 "Красногвардеец" участвовала в Великой Отечественной войне с самого начала. К октябрю 1941 года на ее счету за четыре рейда в Баренцевом море числились 4 потопленных вражеских корабля. А всего к моменту гибели (июнь 1942 года) Д-3 отправила на дно 7 судов противника. Предположительно лодка подорвалась на мине у мыса Нортинг.
Подлодка К-22 считалась одним из самых больших, мощных и быстроходных советских подводных кораблей. 22 августа 1941 года она совершила переход из Балтийского моря в Ледовитый океан, где была включена в состав Северного флота. 19 января 1942 года К-22 уничтожила транспорт "Мимона". Впоследствии по немецким документам установили, что он вез зимнее обмундирование для горно-стрелкового корпуса "Норвегия". А именно - 30000 полушубков. Тем самым немцам был нанесен огромный ущерб, и они не смогли начать наступление на Мурманск в предусмотренные сроки. Опоздание обернулось полным провалом операции.
9 апреля 1942 года К-22 приняла на борт команду подорвавшейся на мине подлодки Щ-421. В 1943 году гвардейский экипаж участвовал в испытаниях гидроакустической системы "Дракон-219". 20 февраля того же года К-22 погибла в районе мыса Варде в зоне минных полей. На ее счету числились семь потопленных вражеских судов.
Подлодка М-171 так же, как и К-22, была переведена из Балтийского в Северный флот. Правда произошло это еще до войны. Базировалась она в Полярном. С июля 1941 до поздней осени 1944 года субмарина совершила 29 боевых походов. В октябре 1941-го М-171 выполнила дерзкий рейд в хорошо охранявшуюся бухту Лиинахамари, где уничтожила два транспортных корабля противника. В следующем месяце лодка атаковала немецкий конвой у Киркенеса, где потопила нефтеналивной танкер. А накануне присвоения гвардейского звания М-171 уже записала на свой счет 9 вражеских кораблей. К осени 1944 года М-171 была переоборудована в минный заградитель. На конец войны она имела 14 признанных побед над судами противника. "Жизненный" путь этой подлодки оказался довольно длинным: она находилась в составе флота с 1940 по1960 год.
Еще одна гвардейская подводная лодка - М-174, вошла в состав Северного флота ровно за день до войны - 21 июня 1941 года. 26 сентября в бухте Лиинахамари она совершила торпедную атаку трех транспортов. От близких разрывов субмарину саму выбросило на поверхность - прямо под огонь береговой артиллерии. Лодке удалось экстренно погрузиться и лечь на дно. Но немцы подогнали минные заградители и стали сбрасывать глубинные бомбы. Капитан подлодки скомандовал переместиться ближе к берегу, и все бомбы упали мимо. Когда все утихло, М-174 выскользнула из бухты и ушла на базу. 21 декабря у Варде эта субмарина атаковала конвой в составе транспорта и трех эсминцев охранения. В результате был потоплен сухогруз "Эмсхерн", а от преследования эсминцев М-174 удалось уйти.
24 марта 1943 года подлодка подорвалась на мине, однако экипаж сумел довести ее до базы в надводном положении. В том же месяце (но чуть раньше) М-174 торпедной атакой серьезно повредила минный тральщик врага. Эта гвардейская лодка погибла во время своего семнадцатого боевого похода - в октябре 1943 года.
Что касается надводных кораблей, то можно начать с самого крупного, получившего гвардейское звание упомянутым приказом Главкома ВМФ СССР. Это крейсер "Красный Кавказ". Война для него началась в Севастополе. Корабль охранял главную базу Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы и Крыма.
Отдельная страница - битва за Кавказ. В ее ходе судно выполняло рейды по переброске войск и высадке десантов. Во время Керченско-Феодосийской операции 4 января 1942 года при отражении атак авиации крейсер получил тяжелые повреждения и до августа находился в ремонте. До конца войны корабль находился на боевом дежурстве, однако в морские походы больше не выходил. Причиной был приказ беречь большие артиллерийские суда и держать их в резерве.
В составе флота "Красный Кавказ" находился до ноября 1952 года.
Эскадренный миноносец "Стойкий" был введен в строй 12 апреля 1941 года. Война для экипажа эсминца началась в Усть-Двинске. Оттуда он выдвинулся на постановку минных полей в Ирбенском проливе. В этом походе он отразил четыре атаки авиации противника, успешно боролся с торпедными катерами.
В паре с эсминцем "Сильным" в районе Выборга с 25 по 27 августа 1941 года "Стойкий" артиллерийским огнем поддерживал действия пехоты.
15 сентября экипаж получил приказ оборонять Ленинград. Почти до конца октября его задачей было отражение авианалетов на город, а также контрбатарейная борьба.
В ноябре-декабре 1941 года "Стойкий" был задействован в операции по эвакуации гарнизона мыса Ханко. Одновременно он пресекал воздушные атаки врага, охотился на подводные лодки и ставил минные заграждения. В ходе этой операции корабль вывез в Ленинград более 1500 красноармейцев, поставил цепь из 280 мин, сбросил 124 глубинные бомбы и выпустил по финским войска около 1200 снарядов главного калибра.
В феврале 1943 года гвардейский эсминец "Стойкий" был переименован. Теперь он носил название "Вице-адмирал Дрозд" - в честь погибшего в январе того же года советского флотоводца.
Эсминец "Вице-адмирал Дрозд" находился в составе флота до 1960 года.
Среди советских гвардейских кораблей "первого призыва" было и очень необычное судно. Минный заградитель "Марти" до 1917 года носил название "Штандарт". Это была императорская яхта, спущенная на воду еще в царствование Александра III в последнем десятилетии XIX века. Позже на ней уже новый царь - Николай II, неоднократно выходил в морские плавания.
Другой уникальной особенностью "Марти" было то, что корабль получал гвардейское звание дважды. Первый раз это произошло еще в царское время. И еще одна особенность судна тоже абсолютно уникальна: оно находилось в составе флота так долго, что пережило три войны и носило четыре названия. В дни Октябрьской революции 1917 года на борту яхты обосновался Центробалт - главный штаб революционного Балтийского флота.
После Гражданской войны корабль долгое время не использовался. Потом приняли решение переоборудовать его в минный заградитель (минзаг). В этом качестве он заново был введен в строй в 1938 году. В трюмах и на палубе минзага установили оборудование для установки морских мин (до 320 штук). Кроме того, он получил четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм пушек, три 45-мм зенитки и два спаренных пулемета.
После переоборудования очередное название ("18 марта") сменили на новое - "Марти". При этом корабль получил статус флагмана отряда заграждения и траления Краснознаменного Балтийского флота.
В 1939-1940 годах "Марти" участвовал в советско-финской войне, выполняя постановку мин. За удачные походы экипажу вручили переходящее Красное знамя Наркома Военно-морского флота СССР.
В годы Великой Отечественной войны корабль был задействован в минировании заливов Балтийского моря, отражении налетов немецкой авиации и защите базы флота в Кронштадте. В ноябре 1941 года командование на "Марти" принял уже упомянутый вице-адмирал Дрозд, который был одним из организаторов эвакуации гарнизона Ханко. Во время одного из переходов с эвакуируемыми бойцами минзаг подорвался на мине и одновременно попал под обстрел вражеской артиллерии. Несколько снарядов достигли цели. Но поврежденный корабль сумел дойти до Кронштадта. Он доставил туда более 2000 солдат, 60 пушек, 11 минометов, запасы снарядов и продовольствия. Да еще почти 800 тонн различных грузов, размещенных на борту сверх паспортной грузоподъемности судна.
В составе флота корабль находился до 1961 года и был списан уже с четвертым в его истории названием - "Ока".
Еще одно судно из первых гвардейских - базовый тральщик Т-205 ("Гафель"). В годы Великой Отечественной войны корабль участвовал в проводке подводных лодок и транспортов. Неоднократно выходил на траление фарватеров, постановку минных заграждений. Как и другие суда Балтфлота, был задействован в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и острова Осмуссар, отравлялся в дозор в места базирования боевых кораблей.
В 1941 году экипаж "Гафеля" 70 раз участвовал в боевых операциях. За полгода корабль перевез 2815 бойцов, половину которых снял с тонущих судов. Нередко - под огнем вражеской артиллерии.
Даже после войны Т-205 продолжал выполнять боевые задания: надо было очистить от мин заливы и проливы Балтийского моря. По завершении этой работы в 1955 году корабль был списан.
В общей сложности в годы Второй мировой войны на советском флоте гвардейскими стали 18 надводных кораблей,16 подводных лодок и 13 дивизионов боевых катеров. Из других флотских соединений высокое звание получили две авиадивизии, 20 авиаполков, два зенитно-артиллерийских полка, бригада морской пехоты и морская железнодорожно-артиллерийская бригада.