Одежду, созданную талантливыми крымскими дизайнерами, знают не только на полуострове, но и далеко за его пределами. Их наряды покоряют подиумы модных столиц мира. В ассортименте мастеров эксклюзивные шляпы, купальники, повседневные и вечерние платья, деловые костюмы, аксессуары и многое другое. Одна из сумок известного местного бренда находится в музее во Франции, она признана произведением искусства и получила высшую награду имени Пьера Кардена.
Организатор форума, руководитель комитета легкой промышленности при Торгово-промышленной палате Крыма Ирина Левинская отмечает, что в республике более сотни брендов, готовых достойно представить свою продукцию на российском и зарубежном рынках. Но для этого необходимо увеличить производственные мощности.
- Дизайнерам пора выходить из соцсетей и переходить на серьезный рынок, расширять географию продаж. Я предлагаю маркетплейс премиум класса - это американские, итальянские, китайские площадки - и даю возможность выхода на них, - говорит Ирина Левинская.
Инициативная группа уже подготовила бизнес-план создания производственной площадки наподобие технопарка. Стоимость проекта 400 миллионов рублей. Дизайнеры обратились в администрацию города с просьбой помочь реализовать эту задумку.
Следующий шаг - объединение представителей модной индустрии в союз легкой промышленности при Торгово-промышленной палате. Сегодня дизайнерское сообщество довольно разрозненно. А продвигать крымские бренды на мировые рынки и решать вопросы с поставками тканей и фурнитуры лучше вместе.
В этом году в РК запланирован российско-китайский форум с участием закупщиков из Поднебесной и местных дизайнеров. Цель мероприятия - привлечение внимания к коллекциям.
Дизайнер одежды Ольга Серебренникова переехала в Крым недавно. У нее были свои швейные мастерские в Киеве и Москве. Продукцию Ольга реализует через крупнейший в России интернет-магазин.
- Это интересный опыт, полгода сотрудничаем с маркетплейсом. Но есть нюансы, - говорит Ольга.
И поясняет: мастерская шьет дорогую одежду премиум класса, она хранится на складах интернет-магазина, ее перевозят по всей стране. Работа с заказами, организация примерки и контроль состояния вещи, которую получает клиент - то, за что дизайнер, к сожалению, не может нести ответственность.
А бывают случаи, когда покупатели при возврате меняют дорогую дизайнерскую одежду на другую, и сотрудники пунктов выдачи не всегда замечают подлог.
Сейчас Ольга готовится к сотрудничеству с еще одним крупным маркетплейсом, но там условия продаж более жесткие.
Санкции крымские дизайнеры пока не почувствовали. Закрылся рынок итальянских тканей, но есть альтернатива - Китай славится своими тканями на весь мир, например, знаменитым натуральным шелком. Беспокоит мастеров кадровая проблема.
- В Крыму сложно найти сотрудников, к тому же удивляют высокие арендные ставки на производственные помещения, - отмечает Ольга Серебренникова.
Кстати, симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна, единственный в республике, готовит кадры для легкой промышленности. По словам его директора Елены Назаровой, ежегодно учебное заведение выпускает 65 закройщиков и портных. Но есть сложности с их трудоустройством.
Член союза дизайнеров России, преподаватель Крымского университета культуры, искусств и туризма Екатерина Бородина говорит, что в вузе есть кафедра дизайна, но не все выпускники работают по специальности. Те, кто планирует попасть в мир большой моды, могут проявить себя на профильных конкурсах и фестивалях.
По словам Бородиной, многие крымские дизайнеры работают с локальными заказами, например, создают одежду для участниц этнофестивалей.
- Вот здесь раскрывается все наше мастерство: умение сделать вышивку, подобрать крой, работа с разными фактурами, - говорит дизайнер.
Она отмечает необходимость возрождения легкой промышленности на полуострове, тогда больше людей оставались бы в профессии. Сегодня в регионе работает десяток небольших частных фабрик по пошиву одежды.
Также представители модной индустрии считают, что в Крыму проходит мало мероприятий, на которых молодые модельеры могли бы заявить о себе. Самым ярким событием в фэшин-индустрии на полуострове является Крымская неделя моды. Также несколько раз в год проходят показы местных мастеров в ресторанах и курортных комплексах.
Кстати
Первый замминистра промышленной политики Республики Крым Елена Элекчян рассказала о мерах государственной поддержки отрасли. Юридические лица, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, и индивидуальные предприниматели могут получить субсидию из регионального бюджета на продвижение продукции легкой промышленности в рамках реализации государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса". Цель субсидии - возмещение понесенных в текущем, отчетном и предшествующем отчетному годах документально подтвержденных затрат на продвижение отечественной продукции легкой промышленности на электронных торговых площадках. В том числе это затраты на оплату комиссии за реализацию продукции и маркетинговые услуги маркетплейсов, услуги по созданию собственного интернет-магазина, контекстную рекламу в поисковых системах.