Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор:
- Если честно, я не очень понял ажиотажа вокруг последнего пакета санкций. Против России не введена ни одна новая мера, способная серьезно навредить российской экономике. Новые санкции против Сбербанка и Альфа-банка, которые и до этого уже находились под санкциями, не могут нанести серьезного ущерба этим финансовым учреждениям. Оба они относятся к числу наиболее крупных в России, их основная база для проведения операций находится в нашей стране, где они и формируют основную часть своей прибыли. У нас уже было несколько примеров банков, котором были запрещены операции в валюте, что совершенно никак не повлияло на их финансовое здоровье. Убежден, что ни Альфа-банк, ни Сбербанк от сегодняшних санкций не пострадают и полностью сохранят свою платежеспособность. И на их клиентах - физических и юридических лицах - санкции уж точно не отразятся. Бояться за сохранность своих денег людям не стоит.
Что касается запрета на инвестиции в Россию, то эти инвестиции по факту уже заморожены после введения первого пакета антироссийских санкций, отзыва российских рейтингов и ареста резервов Центробанка. Но запрет на использование арестованных российских долларовых резервов для выплат по государственному российскому долгу нанес ущерб прежде всего западным инвестиционным компаниям, которые потеряли возможность получать из России доходы по своим вложениям. Американские власти почему-то подумали, что для России выплаты госдолга очень важны, и потребовали, чтобы они осуществлялись либо из доступных Центробанку резервов, либо из текущей валютной выручки. То есть они решили, что добрая воля российского правительства и готовность платить по своим долгам - это признак слабости, которую можно использовать для давления на Россию. В результате Минфин согласился платить по долгам только в рублях, и результатом давления стала потеря западными компаниями довольно крупных сумм.
Что касается запрета для российских судов заходить в европейские порты, так они и до этого были практически лишены такой возможности.
При этом Запад пока даже не рассматривает возможность запрета на покупку российского газа, нефти и другой российской экспортной продукции. В новых санкционных пакетах экспорт российских энергоносителей аккуратно обойден стороной. А при благоприятной конъюнктуре внешних рынков, когда нефть держится на уровне более 100 долларов за баррель и не хочет падать, России не грозит потеря источников валюты и девальвация рубля.
Появление санкций против родственников руководства страны, ведущих политиков и бизнесменов говорит о том, что западные политики испытывают большую нехватку в эффективных инструментах давления. Сейчас они лишь поддерживают иллюзию того, что они побеждают в санкционной борьбе с Россией. При этом всем совершенно очевидно, что месяц максимально жестких санкций не привел к изменению российской политики ни на шаг.
Надо понимать, что главными адресатами новых санкционных пакетов является внутренняя западная аудитория, на которую они работают. Это не более, чем пиар, и обращать на него особого внимания нам не стоит.