07.04.2022 14:36
Общество

В Челябинске директор школы прокомментировал классный час о вреде мата

Текст:  Михаил Пинкус
Российская газета - Неделя - Урал: №74 (8722)
В Челябинске проверяют общеобразовательную школу, где для первоклассников организовали классный час о вреде нецензурных выражений. По версии родителей, в ходе урока малышей попросили назвать некрасивые слова, которые пытливые умы успели почерпнуть из общения со старшими. После чего класс буквально взорвался - отзывчивые дети начали наперебой выкрикивать фразы, которые русский человек употребляет, лишь угодив молотком по пальцу.
Читать на сайте RG.RU

Скандал дошел до городского комитета образования, и чиновники пообещали детально разобраться. Как сообщила "РГ" представитель ведомства Екатерина Самарина, обращение от родителей зарегистрировано и на него будет подготовлен официальный ответ. Однако так ли уж виновата школа и ее инициативный педагог?

- Мы не можем оградить ребят от того, что происходит вокруг них - в семье, на улице и даже на школьном дворе, - рассказывает директор школы. - И, если они слышат нецензурные слова, мы должны этому как-то противостоять. Нужна воспитательная работа, чтобы ребенок отличал добро от зла, хорошее от плохого. Соответственно, абсолютно нормально говорить детям: нецензурные слова - это плохо. У нас была информация, что именно в этом классе многие не стесняются в выражениях. И штатный педагог-психолог предложил такой урок. Вы можете ознакомиться с его планом, ничего предосудительного или провокационного в нем нет.

Собственные источники "РГ" подтвердили: педагог проводил плановое внеклассное занятие, имевшее целью разъяснить подрастающему поколению, какие слова не следует говорить и почему они выведены за рамки общеупотребительной лексики. Однако не исключено, что во время урока что-то могло пойти не так. И эту версию частично подтвердили в школе.

- В плане урока действительно есть момент, когда педагог спрашивает, знают ли ученики плохие слова, - рассказали корреспонденту "РГ". - В ответ вы можете промолчать или признаться, что знаете. А можете начать их выкрикивать, хотя вас об этом никто не просил. В классе, к сожалению, нашлись и такие. И это очень тревожный показатель. Однако педагог повернула разговор в нужное русло и объяснила, почему такие слова следует раз и навсегда забыть.

В Сахалинском центре внешкольной работы обнаружили "мертвые души"

Эту версию подтверждают и родители - со слов детей. Одни говорят, что вопрос учителя о некрасивых словах вызвал в классе ажиотаж. Другие вспомнили возникшую тишину и недоумение учеников. Каждый ребенок рассказал о происшествии по-разному, исходя из собственного отношения к происходившему.

Комментарий

Ольга Голдьфарб, доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ, кандидат наук:

- Очень здорово, что в школах наконец вспомнили о воспитательной работе. Конечно, всему нужно время. Сегодня мы на пороге смены парадигм, правил, методик. Но, как говорится, двигаемся в верном направлении. К поступлению в школу большинство детей уже прекрасно ориентируется, какие слова относятся к ненормативным, соответственно, нужно разбираться, почему они их используют.

Причины могут быть разными: внутренняя повышенная агрессия ребенка, недостаток внимания со стороны родителей и учителей, возможно, лидеры детской группы относятся к асоциальной среде.

Школьники назвали самые полезные соцсети

Искать причины лучше индивидуально и, выяснив их, проводить общее обсуждение, во время которого важно объяснить, что оскорбительные слова прежде всего унижают достоинство того человека, который их произносит, свидетельствуют о его низком интеллектуальном, социальном и эмоциональном статусе. А потом подвести детей к принятию общих правил - отказаться от таких слов при общении друг с другом.

Важно, что такое обсуждение в классе состоялось, и первоклашкам напомнили: знать некрасивые слова и употреблять их - не одно и то же.

Челябинск Урал и Западная Сибирь Образование Охрана порядка