- Гран тур - это обычай XIX века, когда знать всей Европы для того, чтобы стать приличными людьми, должна была познакомиться с итальянскими древностями. В том числе и русская знать, которая собирала коллекции, которая ездила по Италии. Недаром на обложке каталога помещена картина "Семья Толстых посещает Венецию", - рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Последним владельцем этой картины был Дмитрий Иванович Толстой, последний директор императорского Эрмитажа, так что во всех смыслах для нас это важная картина. На выставке были скульптуры Кановы, картины Виже-Лебрен, Энгра - то есть это был некий русский флаг, развевающийся над Итальянскими галереями в Милане, и в этом - один из смыслов тех выставок, которые мы делаем.
Когда геополитическая обстановка стала накаляться, Россия приняла решение не отзывать свои экспонаты раньше времени. А в начале апреля почти десять дней Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники "Гатчина", "Павловск", "Царское Село" и другие музейные собрания очень тревожились за их судьбу. К счастью, все разрешилось благополучно.
Финским таможенникам понадобились разъяснения Еврокомиссии, можно ли в данном случае считать предметы искусства "санкционным товаром". Запрет на пересечение границы с Евросоюзом для трех большегрузных автомобилей был снят после того, как в ЕС подтвердили: выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений. Один грузовик отправился в Северную столицу, два других - в Москву. Они доставят домой экспонаты Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока.
- Я хочу прежде всего сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, министерства иностранных дел, наше правительство, министерство культуры, федеральную таможенной службу, МИД Финляндии, наших партнеров в Италии и во Франции, которые все вместе слаженной работой подтвердили очень важную вещь, что в нынешнем действующем международном праве культурные и выставочные обмены имеют особый статус и не подчиняются, по крайней мере на сегодня, даже санкционным требованиям, - отметил Михаил Пиотровский.
Журналистам показали практически всю церемонию встречи ценных полотен. Она проходила в хозяйственной части Зимнего дворца, куда посторонних обычно не пускают. Но в этот день в Черном проезде грузовую фуру с эмблемой Эрмитажа на лобовом стекле встречали десятки телекамер и, наверное, около сотни человек. Первым к фургону подошел сотрудник таможенной службы, который проверил целостность пломб. Затем их кусачками сняли с замков и двери распахнулись… Но шедевры, конечно, никто не увидел - они тщательно упакованы в фанерные ящики с надписью FRAGILE - "хрупкое". На каждом ящике - указание владельца. Первым, кстати, бережно спустили и отвезли в распаковочную ящик с этикеткой "Павловск". Всего в машине находились около десятка предметов из Павловска, еще девять экспонатов - из Эрмитажа, по одному - из Гатчины и Царского Села.
Кстати
По словам Михаила Пиотровского, возвращение из Италии - не последнее для Эрмитажа, за пределами РФ есть еще ценные экспонаты музея. Однако в целях безопасности подробности этих ситуаций не разглашаются.