12.04.2022 15:03
Общество

На Ставрополье священник открыл столярный коворкинг-центр

Текст:  Анна Юркова (Ставропольский край)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №78 (8726) Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (8730)
В селе Заветном Ставропольского края заработала столярная артель "Тектон", где школьники учатся пилить, строгать, пользоваться электроинструментами - словом, делать своими руками полезные вещи для дома. Проект реализован на средства Фонда президентских грантов и Федерального агентства по делам молодежи.
/ Из архива Михаила Кузьменко
Читать на сайте RG.RU

Занятия для детей проводят бесплатно. Организовал необычный кружок молодой священник, настоятель храма иконы Божией Матери "Скоропослушница" Михаил Кузьменко. Он признался, что сам не обучался столярному ремеслу, но с ранних лет имеет привычку к труду.

- Мама преподавала физику в школе, так что все мое детство прошло в лаборантской, - рассказывает Михаил Кузьменко. - Затем были суворовское училище, семинария, армия, работа монтажником спутниковых антенн. Ступив на путь священника, я начал ездить по детским домам, а диалог с ребятами выстраивается легче, когда вы что-то делаете вместе. Так родилась идея организовать кружок стендового моделирования - с детьми мы собирали миниатюрные модели танков и самолетов. Студия до сих пор существует при мультимедийном музее "Россия - моя история" в Ставрополе. Но она ориентирована на ребят младшего возраста, родители же со временем начали активно интересоваться, есть ли что-нибудь для подростков. Конечно, в школах ведут уроки технологии, но, как правило, они носят общий теоретический характер. На мой взгляд, умение делать что-то руками, даже просто пользоваться шуруповертом, - очень полезный навык.

Первый социальный проект Михаил реализовал в Ставрополе. Несколько лет назад, выиграв чуть менее 500 тысяч рублей в конкурсе Фонда президентских грантов, он создал столярную студию "Тектон" (на церковнославянском языке это слово означает "плотник" или "столяр"). В помещении, пропахшем древесными опилками, педагоги учат ребят делать незатейливые изделия - ключницу или книжную полочку. Сам же священник называет мастерскую "местом, где надо ошибаться". Для освоения технических навыков нужны терпение и дисциплинированность - ведь доски в неумелых детских руках поначалу выходят шероховатыми, а полки только после многократных попыток получаются ровными.

- Помню, в Ставрополе парень захотел собрать садовый стол, сказал, что он ему нужен, так как живет в частном доме. Нашли с ним в интернете модель, нарисовали проект, подсчитали необходимое количество материала, его подросток потом купил с родителями. Стол он сделал за три занятия, - продолжает Михаил Кузьменко. - Самые заинтересованные ребята - ученики с третьего по седьмой класс, а вот восьмиклассников уже сложнее увлечь. Девочки активнее, у них и работа спорится, мальчишки менее мотивированы, их надо раскачивать. Но в 90 процентах случаев, сделав что-то своими руками, они с охотой продолжают занятия. Аппетит приходит во время еды.

В Екатеринбурге открыли первый строительный класс

После того как Михаила перевели в приход села Заветного Кочубеевского района, он решил дать проекту вторую жизнь. Реализован он по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Открытие в феврале коворкинг-центра стало здесь ярким событием. В селе дети больше ориентированы на физический труд, занятия расписаны на четыре месяца вперед. Курс длится две недели. Сначала воспитанники лобзиком выпиливают из фанеры животных, шлифуют кухонные разделочные доски из дуба, которые потом становятся отличным подарком для мам. А приобретя минимальные навыки работы с деревом, мастерят более сложные конструкции, например абажуры. Суть проекта в том, что после мастер-классов ребята смогут воплощать уже свои творческие идеи или, объединившись с друзьями, взяться за что-то более масштабное, например делать мебель.

В мастерской есть все необходимое, начиная от лобзиков, молотков и ножовок до тяжелых станков

Стоит отметить, что при создании мастерской выяснилось: образовательные программы по школьной технологии весьма скудны. Поиск информации на просторах интернета и в местных библиотеках не дал ничего, кроме тощей методички для уроков труда 1960-х годов. Однако советские рекомендации устарели, поэтому темы занятий приходится придумывать самостоятельно и закреплять методики на практике.

- Так, кстати, пришло понимание необходимости образовательной франшизы, - добавил Михаил Кузьменко. - Представители многих некоммерческих организаций спрашивают, как открыть мастерскую, какие инструменты покупать, какова законодательная база. Наша программа послужит основой при тиражировании опыта создания таких мастерских в других городах и даже регионах. Сейчас по франшизе хочет работать один из приходов епархии в Шпаковском районе Ставропольского края.

В столярном коворкинг-центре села Заветного есть все необходимое, начиная от лобзиков, молотков и ножовок до тяжелых станков. К последним ребят не допускают. Тем не менее некоторым воспитанникам очень хочется попробовать их в деле. Отец Михаил шутит: когда движение невозможно остановить, его необходимо возглавить. Ребятам под присмотром взрослых все же дают ознакомиться с токарным станком или кромочным фрезером.

Главное, что студия обеспечена всеми техническими средствами, которые сейчас подорожали почти в два раза. Так что даже без грантовой поддержки она продолжит существовать и дальше, родителям же достаточно приобрести расходные материалы - шлифовальные шкурки, саморезы и клей. .

Тем временем

В трех школах Владикавказа в новом учебном году откроют инженерные и медицинские 10-е классы. Ребята смогут выбрать индивидуальную образовательную траекторию и профильную подготовку с расширенным изучением основных предметов. Два инженерных класса появятся на базе республиканского физико-математического лицея-интерната и школы № 15 города Владикавказа, а медицинские - в школах № 27 и № 42. Набор учащихся в профильные классы будет вестись по результатам вступительных испытаний. Детям из отдаленных районов создадут условия для круглосуточного пребывания.

Минпросвещения представило концепцию идеальной школы
Образование Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ