В Свердловской области сохранилась и действует одна из крупнейших на территории страны узкоколейных дорог, которая соединяет город Алапаевск с отдаленными селами Санкино и Калач. Альтернативные дороги, конечно, появились, но по ним все еще пробраться в глубинку проблематично, а по рельсам - с ветерком! Причем как в цивилизованном вагоне с тепловозом во главе, так и на экзотичных средствах передвижения, напоминающих примитивную дрезину.
В леса с "пионеркой"
В народе железнодорожное чудо техники именуют "пионерками", а также "бедуинами" - в зависимости от комплектации самоделки. В здешних селах в гаражах близ узкоколейки стоят до полусотни железных "эх, прокачу!". Правда, используются они не для баловства, а исключительно по делу: добраться до райцентра, съездить к родственникам, за ягодами, на охоту, рыбалку.
- Туристов катаем нечасто. Даже в голову не приходило пиариться и зарабатывать на туризме. Раскручивают маршрут обычно городские блогеры через Интернет, а нас уже потом подключают как проводников, - рассказал один из создателей и владельцев чудо-техники Александр.
Поездка по узкоколейке на "пионерке" - это, конечно, не киношные гонки в стиле "Индианы Джонса", но удовольствие все-таки не для слабонервных. Вагонетка с моторчиком - хитроумный гибрид мотоцикла с железнодорожными колесами. Мастерят из списанных железнодорожных колесных пар, которые скрепляют спинками от железных кроватей и деревянным настилом.
На нем обычно устанавливается простая деревянная скамья, рассчитанная на четырех человек. Впрочем, по численности ездоков возможны варианты. Главная двигательная сила - моторы от мотоциклов. Особо ценится мотоцикл "Минск" - там и движок легче, чем на "Урале", и мощность хорошая. Можно разогнаться до 60 километров в час. "Нешумахеры" предпочитают скорость в 40 км/ч. Заводится мотор, как на лодке, дерганием за шнур, а управляется вагонетка рулем-палкой. Она же - экстренный тормоз.
- Если с кого-то взял деньги, значит, обязан доставить целехоньким. А какая страховка может быть на этой кривой колее, где и не все рельсы к шпалам прикреплены? На всякий случай всех предупреждаю, чтобы не расслаблялись. Колесо в любой момент соскочить может, "пионерка" и перевернется. Чуть что - спрыгивайте сразу же, в болоте-то, чай, не утоните, - делился с нами опытом Сергей Третьяков, один из владельцев самодельной дрезины.
"Пионеркой" это чудо техники окрестили за шустрость и относительную легкость: вся конструкция весит около 120 килограммов. Два мужика могут поднять и переставить. Ведь на узкоколейке свои правила движения: при лобовой встрече одна должна уступить дорогу. Платформу необходимо убрать с пути на обочину, а потом опять вернуть на место. Обычно уходит с рельсов "пионерка" без груза или та, где больше рабочих рук, то есть пассажиров. Понятно, что туристической "пионерке" никто уступать не будет. Дорога в одну сторону занимает около четырех часов, столько же - обратно.
- Комфорт под открытым небом еще тот, - предупреждает Александр, - просидеть часы на жесткой скамейке - это тоже экстрим. Да и без телогрейки и дождевика лучше не соваться. Ветерок обдувает хорошо.
Зато шустрая дрезина, как такси: по желанию можно остановиться и поближе осмотреть красоты природы, затерянного в уральских болотах монастыря или насобирать грибов с ягодами.
Алапаевскую узкоколейку местные считают памятником. Конечно, не официальным, но точно - промышленно-историческим. На рельсах здесь легко можно найти клейма царских, сталинских и брежневских времен. Первый железнодорожный участок в здешних местах был открыт еще летом 1898 года - строилась узкоколейка по инициативе и на средства владельцев Алапаевского железоделательного завода, чтобы и рабочих возить, и грузы поставлять. Проложить по зыби рельсы было делом более выгодным, чем насыпать дорогу.
Тот же принцип создания путей передвижения сохранился и при советской власти. В 1970 году прошлого века узкоколейка со всеми ответвлениями растянулась на 600 километров. Сейчас рельсовая империя сократилась более чем вдвое: протяженность путей - 270 километров. И, в отличие от разухабистых 1990-х, когда недели не проходило без криминальной сводки о воровстве рельсов, сейчас "дорогу жизни" в отдаленные поселки местные власти стараются холить и лелеять. Содержать - дорого, поэтому и подхватили идею развития на исторических рельсах уже не блогерских, а официальных туристических маршрутов.
Билет в прошлое
Первый вариант путешествия предсказуем и легко доступен каждому туристу: поезд с тремя пассажирскими вагончиками ходит от железнодорожного вокзала районного Алапаевска до таежного села Санкино три раза в неделю.
Билеты с плацкартой, где можно полежать на полке, - чуть более 100 рублей. В общий вагон - в два раза дешевле. Забронировать по Интернету невозможно. Но главное неудобство в другом: отправляется поезд в тайгу в 19.30, когда солнышко идет на закат и природные красоты из окна не разглядеть. Делает четыре остановки у сел и на конечную станцию прибывает за полночь. А через полчаса - обратно. График, понятно, подстроен под местных жителей.
Исключительно для туристов в прошлом году запустили специальный маршрут, который предусматривает максимальный комфорт и не столько знакомство с реалиями дороги, сколько погружение в историю. Маршрут получил название "Императорский", поскольку предполагает поездку к месту казни членов царской семьи - великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Он начинается в Екатеринбурге, на электропоезде в вагоне, стилизованном под XIX век. Туристы доезжают до Алапаевска, где и начинается новая колея - неширокая. В музее знакомятся с историей узкоколейки, с работой углежога и путеобходчика. Затем пересаживаются в маленький, но обустроенный по всем канонам комфорта вагончик, который тянет такой же специализированный узкоколейный мини-тепловоз до ближайшей станции Верхняя Синячиха. Соскучиться в дороге - пару десятков километров - не успеешь, к тому же в пути предлагают попить горячий чай с фирменным бубликом. "Хлебнув глоток" узкоколейки, туристы продолжают маршрут к памятным императорским местам уже на автобусах.
Между тем
Нынешней зимой прокатиться по алапаевской узкоколейке можно было по Пушкинской карте. Программа "Рельсы-шпалы" включала экскурсию в музей АУЖД, туристическую поездку по узкоколейке на поезде с мастер-классом по изготовлению сувениров. И даже катание на ручной дрезине.
Где еще можно познакомиться с узкоколейками:
- поселок Тесово-Нетыльский Новгородской области - музей узкоколейной железной дороги: экспозиция и экскурсии по дороге;
- Екатеринбург Свердловской области - музей узкоколейных железных дорог: экспозиция и ретродвижение по Свердловской детской железной дороге;
- Шарья Костромской области в городском музее леса - экспозиция;
- поселок Талицы под Переславлем-Залесским Ярославской области - железнодорожный музей: экспозиция и возможность прокатиться на ручной дрезине;
- Кирово-Чепецк Кировской области - музей железной дороги: экспозиция, действующий участок дороги;
- хутор Гуамка Апшеронского района Краснодарского края - экскурсия по Гуамскому ущелью.