13.04.2022 15:01
Культура

Теодор Курентзис и его оркестр выступили в Вене

Текст:  Андрей Золотов-мл. (Вена)
Российская газета - Столичный выпуск: №81 (8729)
Это был выдающийся концерт из серии тех, что запоминаются на всю жизнь. В Венском Концертхаусе оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил 10 и 11 апреля программу из двух трагических сочинений: "Метаморфозы" Рихарда Штрауса для 23 струнных, написанные в 1945 году под впечатлением от разбомбленного Мюнхена, и Шестую симфонию Чайковского.
/ Евгения Новоженина/РИА Новости
/ Андре1 Золотов-мл
/ musicAeterna
Читать на сайте RG.RU

Эти концерты оркестра из Петербурга интендант Концертхауса Маттиас Наске буквально "спасал". И спас. Почти. В понедельник объявили, что третий концерт музыкантов, запланированный как благотворительный в пользу украинских беженцев, отменен из-за пожелания посла Украины в Австрии.

Благотворительная акция "Открытый занавес" продлена

Наске в заявлении написал, что не может игнорировать политический контекст, что идея была в том, чтобы музыканты из России, Украины и других стран (а в оркестре musicAeterna есть музыканты из Греции и Турции, Израиля и других стран) "вместе выразили силу музыки как связующего звена" между народами. Но эта идея в нынешней ситуации "к сожалению, не может быть осуществлена".

Однако, в сегодняшних условиях радует и то, что два концерта музыкантов из России все же состоялись.

Трудно представить себе лучшего "компаньона" в программе с Шестой симфонией Чайковского, чем эта небольшая партитура Рихарда Штрауса. Прозрачная, печальная, лишь местами драматическая - там, где используется тема траурного марша из "Героической" Бетховена.

А Шестую Чайковского никогда без дрожи слушать невозможно, а уж в это время! Отмечу одно: ни секунды не было ощущения, что ты ждешь знаменитого слезного финала. Каждая часть звучала, пронзала, была трагедией. Экстравагантные, рассчитанные на внешний эффект манеры Курентзиса за пультом куда-то исчезли. Перед нами стоял музыкант с ярким эмоциональным посылом, четкими, великолепными движениями, каждое из которых казалось совершенно обоснованным. Музыканты вложили в это исполнение все свои силы, всю боль. Они стояли на сцене (а оркестр Курентзиса, как известно, играет, кроме виолончелистов, стоя) практически как "Граждане Кале" Родена, предстоя смерти и стихии. При этом было ощущение импровизации. Они не играли заученное - они заново извлекали великую музыку из небытия в каждый момент исполнения. И в конце по их традиции так искренне благодарили и поздравляли друг друга, пожимая руки. Было видно, что для них этот концерт тоже важен.

Руководитель оркестра La Primavera рассказал об источниках вдохновения

Одна из слушательниц сказала на выходе из зала: "Как на Литургии побывали". Это очень точно! Причем такое ощущение было как от Рихарда Штрауса, так и от Чайковского. После Шестой зал встал почти весь и сразу. Не встать было невозможно. Такого дружного подъема, пожалуй, никогда не видел. И когда артисты кланялись, хотелось поклониться им в ответ.

Перед началом концерта перед дверьми стоял пикет из трех человек (перед первым концертом в воскресенье было, говорят, около 20) с напечатанными одинаковым шрифтом, явно на одном компьютере, тремя плакатами и листовками - о "путинском банке ВТБ", являющемся спонсором оркестра и Курентзиса. В листовке отдельно указывается, что слово "война" не упомянуто в описании концерта, а ни оркестр, ни дирижер не сделали никаких заявлений. А на программу концерта авторы листовки глянули? Никакие словесные заявления не могут стоить и толики того, что и как было сказано в этот вечер музыкой - и публика это явно услышала.

Классика Австрия