17.04.2022 22:30
Общество

В Росрезерве показали, как снабжают продовольствием жителей Донбасса

Текст:  Александр Гавриленко (Ростовская область)
Российская газета - Столичный выпуск: №83 (8731)
С начала специальной военной операции Росрезерв регулярно отправляет гуманитарную помощь для населения ДНР, ЛНР и Украины. Одна из самых секретных служб нашей страны, которая приходит на помощь во время крупных аварий, войн и стихийных бедствий, сегодня помогает избежать гуманитарной катастрофы на южных рубежах. Корреспондентам "РГ" удалось побывать на одном из секретных складов.
/ Тагир Раджавов
Читать на сайте RG.RU
В Росрезерве показали, как снабжают продовольствием жителей Донбасса

Чтобы попасть на объект, сначала надо получить спецразрешение в Москве. Проверка занимает несколько дней. И вот долгожданное подтверждение. Нас с фотокором забирают из южного филиала "РГ" и везут на точку дислокации в автомобиле без опознавательных знаков. Место отгрузки засекречено.

- Сами понимаете, безопасность превыше всего. Есть немало сил, кто хотел бы сорвать поставки продовольствия и спровоцировать голод на Донбассе, в Мариуполе. А там тысячи людей, брошенных Украиной, - поясняет в дороге советник руководителя управления Росрезерва по ЮФО Евгений Волколупов.

По пути Евгений Васильевич рассказывает подробности из жизни южного управления. Сам комбинат, куда нас везут, работает с начала 2000-х годов. Отсюда везли всю гуманитарку для Абхазии и Южной Осетии. В 2013 году после наводнения отправляли вагоны с продовольствием на Дальний Восток - в Хабаровский край, на Амур, в Еврейскую автономную область. С 2016 года начались поставки в Сирию, в 2017-м - на Кубу (после урагана "Ирма"), затем в Нагорный Карабах и так далее. Словно листаешь учебник современной истории.

И вот - база. На входе - жесткий контроль. Наши данные еще раз перепроверяют, заносят в специальный реестр, сотрудница возвращает документы: "Добро пожаловать!"

Около складов стоят погрузчики, рядом в полной боевой готовности персонал. "Закрома Родины" - вовсе не подземные склады с коваными замками. На самом деле это современное инфраструктурное предприятие с идеально продуманной системой грузооборота.

В Мариуполе раздают гуманитарную помощь тем, кому она жизненно необходима

Автоколонна заходит на территорию комбината за пять минут. Сотрудники четкими жестами распределяют машины по потокам. Согласно документам нам необходимо отгрузить консервы, растительное масло, сахар и крупы. Конкретный объем груза не называют, но сотрудники МЧС говорят, что, например, колонна из десяти машин может увезти 200 тонн продовольствия.

Пустая поначалу площадка за три минуты превращается в живой муравейник. В центре комбината - наземные склады. В каждом - по 10-15 ворот с пандусами на высоте 1,2 метра, в уровень с фурой для удобной погрузки, и специальными платформами. К каждой с обеих сторон припарковываются грузовики - погрузчик может раскидывать мешки и контейнеры сразу по двум машинам.

Спецоборудование позволяет механизировать более 95 процентов работ. Вручную грузят только сыпучие продукты - мешки с крупой и сахаром. Сотрудникам Росрезерва помогают сотрудники МЧС. Упаковки с продуктами укладывают в специальные ящики и контейнеры. Погрузчик легко подхватывает один такой "куб" на складе и за 30 секунд завозит его прямо в фуру. Скорости сумасшедшие, но никто никому не мешает. Алгоритм отработан по минутам.

Задача Госрезерва - обеспечить приемку, качественное хранение и оперативную отгрузку материальных ценностей. Федеральное агентство по государственным резервам по согласованию с правительством России определяет ассортимент, цикличность и объемы пополнения запасов, объем и частоту выпусков и все остальные параметры грузооборота. Каждая партия, конкретная номенклатура, объем и сроки отгрузки также определяются специальным постановлением правительства РФ. И уже потом заявки на отгрузку отправляются в каждый конкретный комбинат огромной системы.

- У каждой базы свой профиль. Тот участок, на котором мы находимся, специализируется на продовольствии, - объясняет руководитель Людмила Александровна. - Мы выпускаем груз, а его доставкой до конкретных точек занимаются уже сотрудники МЧС. Обычно информация о подготовке автоколонны поступает за сутки. Однако при необходимости сроки могут сокращаться до нескольких часов. Задание на отгрузку может поступить в любое время суток, даже ночью. Готовы к этому всегда, работа без выходных и без праздников.

В штатном режиме комбинат за сутки отправляет от пяти до восьми грузовиков. Рекорд загрузки был в 2014 году, когда шел второй гуманитарный конвой, - за 24 часа были оснащены 124 "КамАЗа". Не было ни минуты на перерыв. "Но задачу выполнили, - рассказывает Волколупов. - Система работает как часы".

Спецоборудование позволяет механизировать более 95 процентов работ. Вручную грузят только сыпучие продукты - мешки с крупой и сахаром

По периметру стен - множество термометров и датчиков, которые следят за температурой, влажностью и другими параметрами для сохранности продуктов. Защита есть и от грибков, паразитов, грызунов и даже каких-то нештатных ситуаций типа наводнения. За всю историю комбината ни один килограмм продовольствия не испортился и не пропал. К вопросам хранения подход научный - ими занимается специальная подведомственная организация - научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва. Бакалейные продукты обычно хранятся в мешках, а консервы упаковывают в специальные "кубы". Многослойная упаковка нужна для повышенной износостойкости. Неизвестно, в какие условия груз может попасть. Ни одна банка не должна испортиться.

Детский омбудсмен рассказала об устройстве в приемные семьи детей из ДНР и ЛНР

- Все поступающие сюда ценности проходят жесткий контроль. Если продукт не соответствует нормативам хотя бы по одному из параметров, партия бракуется и возвращается отправителю. Такие случаи были, - рассказывает Людмила Александровна. - Но если товар поступил на склад, здесь он остается в целости и сохранности. Для каждого вида продовольствия существует свой график внутренних проверок, плюс дополнительная обязательная проверка при отпуске товара. Кроме того, свое свидетельство на каждую партию выдает Россельхознадзор. Обычно товары у нас не залеживаются. Но за несколько месяцев до окончания срока годности товар запускается в реализацию - в госструктуры либо на аукцион.

На загрузку одной фуры уходит минут пятнадцать. И вот вся колонна вновь собирается на контрольной точке. Через несколько часов продовольствие получат люди уже на той стороне. Теперь дело за водителями.

Помощь пострадавшим ЮФО Росрезерв