18.04.2022 20:15
Общество

Победители Всероссийского конкурса "Большая перемена" получат до 2 миллионов рублей

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (8732)
Как справиться с тревогой перед экзаменами? Что делать с отслужившими свое огромными лопастями ветряков? Можно ли "очкарику" перейти на фотохромные линзы? Это не темы научных круглых столов, а проекты школьников - участников Всероссийского конкурса "Большая перемена". Это не привычная предметная олимпиада, где выигрывают самые умные. Здесь рулят не оценки, а способность нестандартно мыслить. Объединившись в команды, ребята создают проекты на уровне мировых трендов.
/ Пресс-служба АНО "Большая перемена"
Читать на сайте RG.RU

Грант за креатив

Регистрация участников на конкурс уже открыта. Второй год подряд в нем могут принимать участие не только школьники 5-10-х классов, но и студенты колледжей. Интерес к этому интеллектуальному состязанию как никогда большой. Еще бы: какие награды! Главная - 300 победителей "Большой перемены" среди учеников 10-х классов получат по 1 миллиону рублей на образование. Столько же - лучшие студенты - выпускники колледжей. Плюс дополнительные баллы к портфолио при поступлении в вузы. Это ребята. А вот топ-50 школ и колледжей, где учится большинство финалистов, получат гранты в размере 2 миллионов рублей. Решение о том, как тратить гранты, они будут принимать вместе с ребятами, которые принесли им победу.

Результаты ЕГЭ доступны на портале "Госуслуги"

Кроме того, 300 победителей из 8-9-х классов получат по 200 тысяч рублей на образование и саморазвитие. Студенты 1-2-х курсов - по 200 тысяч рублей на образование и саморазвитие. Или запуск стартапа. Также среди самых серьезных бонусов - стажировки в крупных российских компаниях. А сто победителей-иностранцев получат возможность бесплатного обучения в одном из вузов России. Еще ребята смогут совершить бесплатные путешествия по России в рамках проекта "Больше, чем путешествие", а также участники 5-7-х классов - через всю страну на поезде "Большой перемены" из Санкт-Петербурга до Владивостока и обратно.

- Мы стараемся, чтобы наши проектные задачи были междисциплинарными, на стыке разных областей знаний, чтобы можно было совместить несколько сфер в одном проекте и ребята могли найти в наших заданиях комбинацию своих интересов, - говорит гендиректор АНО "Большая перемена" Наталия Мандрова. - Важно, чтобы эта проектная деятельность не заканчивалась конкурсом, чтобы, увлекаясь темой своего проекта, ребенок не бросал работу над ним. В конкурсе мы "предзадаем" дальнейшее направление для развития ребят. Но есть очень много подростков, которые приходят к нам со своими проектами, с теми, которые родились у них до "Большой перемены". Для таких сейчас отдельный трек и отдельная система поддержки.

Будь "SPOK"

Пока новые участники только заводят личные странички на сайте конкурса, победители и призеры прошлых лет уже готовы выпускать свои разработки в жизнь. Как, например, одиннадцатиклассник из Чувашии Игорь Александров - победитель конкурса в направлении "Предпринимай!". Он разработал проект мобильного приложения "SPOK". Цель - помочь сверстникам справиться с тревогой и стрессом, поверить в свои силы.

Это не привычная предметная олимпиада, где выигрывают самые умные. Здесь рулят не оценки, а способность нестандартно мыслить

- В старших классах хочется всем что-то доказать, много переживаний из-за экзаменов и поступления в вуз. Особенно тяжело в конце учебного года, когда нужно сделать последний рывок, - делится Игорь.

"SPOK" - это сборник мотивирующих цитат, статей и музыкальных треков. Приложение создано так, чтобы было максимально легко и интересно воспринимать контент: всего за две минуты можно "услышать" именно те слова, которые важны именно здесь и сейчас. Тестовую версию успели протестировать более тысячи пользователей. Запустить "SPOK" планируется летом.

Привет от омара

Девятиклассница из Курска Александра Соболева, участница "Большой перемены" в направлении "Делай добро!" - автор проекта по созданию уникальных фотохромных контактных линз. Они подстраиваются под яркость света - чем светлее вокруг, тем темнее сами линзы. Они позволяют четче видеть предметы вдалеке или вблизи и при этом не щуриться от солнца.

Как пришла идея такого "ноу-хау"? Все дело в европейском омаре. Проект был разработан в стиле бионики - это когда люди создают аналог чего-то, что уже есть в природе. Увидели птицу - создали самолет, репейник - сделали липучки. То же самое с омаром.

Почему учителям нужно проходить психологические тесты

- У него уникальная система зрения: позволяет видеть не преломленный свет, а отражающий. Что это дает? Четкость зрения как при ярком свете, так и при темном, глаза привыкают к яркому свету, и вырабатывается специальный пигмент, - объясняет Александра.

Только волны, только ветер

Участница "Большой перемены", одиннадцатиклассница из села Красное Липецкой области Лия Давыдова активно занимается эковолонтерством и увлекается естественными науками. Она разработала проект по утилизации лопастей ветроустановок. Школьница предлагает вторично использовать их в качестве волнорезов в морских акваториях. По ее словам, лопасти идеально справились бы с защитой береговой линии от волн, течений, льда и наносов: они очень прочные, долговечные и, самое главное, экологичные.

- Проблема утилизации лопастей - уже большая экологическая угроза, и с каждым годом степень опасности будет только возрастать, - предупреждает Лия. - Только представьте: длина средней лопасти соизмерима с высотой знаменитого монумента в Волгограде. А внутри корневой части лопасти можно даже поиграть в баскетбол. К тому же композитный материал, из которого создают лопасти, разлагается семьсот лет. В предложенном проекте эти долговечные конструкции могут послужить еще не одному поколению.

Справка "РГ"

Регистрация участников конкурса "Большая перемена" открыта на платформе: для учеников 5-7-х классов - до 17 мая; для учеников 8-10-х классов и студентов колледжей - до 10 июня; для граждан иностранных государств - до 1 мая 2022 года.

Конкурс проходит ежегодно с 2020 года и стал самым массовым проектом для детей и подростков. Так, в 2021 году в нем участвовали более 2,5 миллиона ребят. Конкурс активно поддерживают и Минпросвещения, и Минобрнауки. Организаторы - Росмолодежь, АНО "Россия - страна возможностей", АНО "Большая перемена" и Российское движение школьников. В конкурсе двенадцать направлений - весь диапазон потенциальных интересов современного поколения. Интересно, что звучат они как призывы: "Создавай будущее!", "Сохраняй природу!", "Меняй мир вокруг!", "Предпринимай!" и пр.

Тем временем

Десятиклассница София Меркурьева награждена медалью и грамотой президента РФ, а ее проект "Правовая аксиома" получил международную премию #МыВместе.

Суть проекта - подготовка школьников, которые сами решают возникающие в школе конфликты. - С 5-го по 9-й класс нашим классным руководителем была Марина Анатольевна Сумина - социальный педагог. Она много рассказывала о проблемах буллинга, об опасности конфликтов внутри класса, о том, как их можно решить своими силами, - говорит София. - А потом в школе появился медиативный кружок.

Медиация (не путать с медитацией) - переговоры, где медиатор - посредник - управляет процессом так, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному решению, которое отвечает интересам обеих сторон.

- Проблемы возникают часто. Например, в 6-7-х классах случается такое: дети друг у друга отнимают какие-то вещи, прячут их, выбрасывают в мусорное ведро, - вступает в беседу Марина Сумина. - Это особенность возраста. Казалось бы, мелочь, но она может вырасти в полноценный конфликт.

София придумала проект, который помог решить немало конфликтов между учениками. Сначала девушка предложила устраивать в разных классах игры на сплочение коллектива, выявление лидеров. И одновременно рассказывала о том, кто такие медиаторы. За каждым классом начальной школы был закреплен один класс из старшей. Так, среди детей завязались контакты, возникло доверие. К школьникам-медиаторам стали подходить ученики, рассказывать о своих проблемах. Конфликты получалось уладить своими силами - без привлечения взрослых.

- Один раз к нам обратился даже не школьник, а учитель. В его классе сильно поссорились три девочки. Перебранки дошли до оскорблений в социальных сетях и прочих неприятностей, - вспоминает Марина Сумина. - София с согласия девочек взялась за разрешение конфликта. Были и слезы, и переживания, но в итоге школьницы подписали соглашение о примирении, сейчас у них все хорошо.

По словам педагога, подобная работа может предотвратить опасную ситуацию буллинга, когда группа детей начинает травить одного. Но нужно понимать: не все буллеры одинаково агрессивно настроены по отношению к жертве. Кто-то травит за компанию, кто-то боится выступить против толпы. Главное - вычленить зачинщика. И заниматься медиацией только с ним и с жертвой. Тогда удастся все наладить.

София Меркурьева прошла специальные курсы по медиации на базе университета. Вполне возможно, что в будущем это станет ее профессией. Ну а пока ее проект готовится к внедрению в другие школы. Это уже обсудили со школьницей заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов и министр образования Ольга Петрова. Тем более что средства на реализацию идеи, благодаря победе проекта в конкурсе, уже есть.

Подготовила Мария Волкова, Нижний Новгород

Образование Росмолодежь Минпросвещения Минобрнауки